Политика двойников: проекции реального в современных медиа
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-32-41
Аннотация
Статья является продолжением публикации автора, посвященных «реальной» и «воспринимаемой» идентичности в цифровой среде и посвящена анализу феномена цифровых двойников и alter ego в современных медиа. В исследовании предпринимается попытка осмысления преобразований идентичности, которая в медиапрактиках выходит за пределы простого отражения субъекта и начинает приобретать собственную агентность. В центре внимания находится процесс трансформации цифровой идентичности в самостоятельное существование – автономный образ или цифрового двойника, способного функционировать независимо от своей «реальной» основы. Опора на классическую философию (платоновский эйдос, гегелевское различие «вещи-в-себе» и её представления) позволяет выявить онтологические основания расхождения между субъектом и его цифровыми проекциями. Концепции симулякра Ж. Бодрийяра и ризомы Ж. Делеза расширяют рамки анализа, позволяя описать цифровое медиапространство как автономную реальность, где репрезентации не только отражают, но и замещают «реальное». Проведённый анализ показывает, что в современных медиа цифровые проекции личности выходят за рамки репрезентации и начинают функционировать как активные акторы политического / публичного дискурса.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. КириллинаРоссия
Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84
Список литературы
1. Аристотель (изд. 2014). Метафизика. СПб: Лань.
2. Бауман З. (2002). Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос.
3. Бауман З. (2008). Текучая современность. Спб: Питер.
4. Бодрийяр Ж. (2015). Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкина. Москва: Постум.
5. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. (2013). Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. № 1. С. 66-83.
6. Гегель Г. (изд. 2000). Феноменология духа. М.: Наука.
7. Гегель Г. (изд. 2013). Наука логики (1812–1816). СПб: Лань.
8. Данилова Е.Н., Ядов В.А. (2004). Нестабильная социальная идентичность как норма современных сообществ // Социологические исследования. № 10. С. 27-30.
9. Делез Ж., Гваттари Ф. (2008). Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Пер. С. Н. Зенкина. Екатеринбург: У-Фактория.
10. Демкин В.О. (2024). Цифровая личность и цифровой образ человека: характеристика и место понятий в системе смежных категорий // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. Т. 28. №3. С. 512-527. DOI: 10.22363/2313-2337-2024-28-3-512-527.
11. Кириллина Н.В. (2023). Реальная и воспринимаемая идентичность в цифровой среде // Коммуникология. Т. 11. № 2. С. 150-157. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-2-150-157.
12. Луман Н. (2005). Реальность масс-медиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис.
13. Луман Н. (2007). Введение в системную теорию (под ред. Д. Беккера) / пер. с нем. К. Тимофеева. М.: Логос.
14. Мамедов А.К., Смирнова О.В., Денисова Г.В., Сапунова О.В. (2025). Конфликт реальной и цифровой личности участников медиакоммуникационного процесса: результаты исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 25. №2. C. 397-409. DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-2-397-409.
15. Мюллер А.А. (2025). Трансформация социальных пространств и их метаморфозы в цифровом двойнике медиареальности // Общество: философия, история, культура. № 7(135). С. 54-59. DOI: 10.24158/fik.2025.7.7.
16. Платон (изд. 2017). Государство (кн. VI–VII). М.: Русайнс.
17. Платонова С.И. (2024). Идентичность в цифровом обществе: генезис понятия и основные характеристики // Nomothetika: Философия. Социология. Право. № 49 (2). С. 357-366. DOI: 10.52575/2712-746X-2024-49-2-357-366.
18. Рикер П. (2008). Я – сам как другой / пер. с фр. М.: Издательство гуманитарной литературы.
19. Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. (2021). Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики // Ярославский педагогический вестник. № 1 (118). С. 105-114. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-1-118-105-114.
20. Старцев А.А., Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. (2018). Идентичность и идентификация личности в социальных сетях // Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 76-87.
21. Grieves М. (2015). Digital twin: Manufacturing excellence through virtual factory replication, accessed at: https://www.researchgate.net/publication/275211047_Digital_Twin_Manufacturing_Excellence_through_Virtual_Factory_Replication/citation/download.
22. Kritzinger W., Karner M., Traar G., Henjes J., Sihn W. (2018). Digital twin in manufacturing: a categorical literature review and classification. IFAC-PapersOnLine. No. 51(11). P. 1016-1022. DOI: 10.1016/j.ifacol.2018.08.474.
23. Lütkes L., Tuitjer L., Dirksmeier P. (2023). Sailing to save the planet? Media-produced narratives of Greta Thunberg’s trip to the UN Climate Summit in German print newspapers. Humanities and Social Sciences Communication. No. 10. Article 242. DOI: 10.1057/s41599-023-01743-6.
24. Olesen T. (2020). Greta Thunberg’s iconicity: Performance and co-performance in the social media ecology. New Media & Society. Vol. 24. No. 6. P. 1325-1342. DOI: 10.1177/1461444820975416.
25. Ott B.L. (2016). The age of Twitter: Donald J. Trump and the politics of debasement. Critical Studies in Media Communication. No. 34 (1). P. 59-68. DOI: 10.1080/15295036.2016.1266686.
26. Philips W. (2016). This Is Why We Can’t Have Nice Things Mapping the Relationship between Online Trolling and Mainstream Culture. The MIT Press.
27. Reid J., Rhodes D. (2016). Digital system models: an investigation of the nontechnical challenges and research needs, In: Conference on Systems Engineering Research, Systems Engineering Advancement Research Initiative. Massachusetts Institute of Technology.
28. Robles-Carrillo M. (2024). Digital identity: an approach to its nature, concept and functionalities. International Journal of Law and Information Technology. Vol. 32. DOI: 10.1093/ijlit/eaae019.
29. Young S. (2020). Your Digital Alter Ego – The Superhero/Villain You (Never) Wanted Transcending Space and Time? Computers and Composition. Vol. 55. P. 1-11. DOI: 10.1016/j.compcom.2020.102543.
30. Zelinsky D. (2024). ‘To the moon!’: Elon Musk, Dogecoin and the political economy of charismatic leadership. Journal of Cultural Economy. DOI: 10.1080/17530350.2024.2302177.
Рецензия
Для цитирования:
Кириллина Н.В. Политика двойников: проекции реального в современных медиа. Коммуникология. 2025;13(3):32-41. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-32-41
For citation:
Kirillina N.V. The policy of twins: projections of the real in modern media. Communicology. 2025;13(3):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-32-41