Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Россия и БРИКС+ в медиадискурсе Турции и Объединенных Арабских Эмиратов

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-61-75

Аннотация

Статья посвящена исследованию репрезентации России в средствах массовой информации Турции и Объединенных Арабских Эмиратов в контексте обсуждения формата БРИКС+. Проблема заключается в недостаточной изученности особенностей формирования медиаобраза России в контексте объединения БРИКС+  в странах, находящихся в различных позициях по отношению к объединению – в статусе полноправного члена (ОАЭ) и потенциального участника (Турция). Эмпирическую базу исследования составили материалы на официальных сайтах медиа Hürriyet («Хюрриет»), Anadolu Agency (Агентство «Анадолу»), Al Arabiya («Аль-Арабия»), Khaleej Times («Халидж Таймс»), The National («Национальная газета»), Gulf News («Новости Залива») за период 01.01.2024 – 01.01.2025. Хронологические рамки исследования обусловлены периодом председательства России в БРИКС+. В ходе работы поставлены исследовательские вопросы, позволяющие достичь цель исследования. Методологически применен сравнительный контент-анализ с элементами сентиментанализа, модель которого включает пять критериев: тематическое распределение, акторную персонализацию, тональность публикаций, наличие авторских оценочных суждений и наличие цитат официальных лиц. Результаты анализа демонстрируют как общие элементы медиарепрезентации, так и различия, связанные с национальными и институциональными особенностями медиасистем. На основании результатов предлагаются направления оптимизации стратегий публичной коммуникации, способные обеспечить устойчивое присутствие в медиаповестке и повысить управляемость тональностью.

Об авторах

А. К. Поляков
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Поляков Александр Константинович – к. полит. н., преподаватель кафедры цифровых медиакоммуникаций 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



И. М. Чирков
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Чирков Игорь Михайлович – магистрант 

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



П. В. Веремеева
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Веремеева Полина Вадимовна – магистрант

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



Список литературы

1. Богдан Е.Н. (2007). Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 4. С. 122–127.

2. Вартанова Е.Л. (2024). Национальные медиа в условиях деглобализации: альтернативность опыта БРИКС // Меди@льманах. № 3. С. 8-16.

3. Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. (2024). Динамика развития российских медиаисследований: в поисках национальной идентичности // Меди@льманах. №5. С. 8-18.

4. Гавра Д.П., Быкова Е.В. (2022). Медиатизация и демедиатизация в цифровой среде: кейс консервативного манифеста К. Богомолова “Похищение Европы 2.0” // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 3. C. 60-86.

5. Жариков М.В. (2025). Приоритеты сотрудничества в рамках платформы БРИКС+ // Теория и практика общественного развития. № 2. С. 96-101.

6. Поляков А.К., Нигматуллина К.Р. (2024). К проблеме институционализации социальных медиа // Коммуникология. № 1. С. 28-37.

7. Рысаева А.Э. (2025). 16 Саммит БРИКС в Казани: реакция зарубежной аудитории // Экономика и социум. № 6-1 (133). С. 1326-1332.

8. Саламатов В.Ю., Тангаева А. В., Жаркова А. А. (2025). Расширение БРИКС 2024: финансовый суверенитет в продвижении торговой интеграции // Российский внешнеэкономический вестник. № 6. С. 7-23.

9. Хочунская Л.В. (2013). Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. № 2. С. 91-95.

10. Dijk T. A. van. (1995). Discourse Semantics and Ideology. Discourse & Society. Vol. 6. No. 2. DOI: 10.1177/0957926595006002006.

11. Hepp A., Krotz F. (2014). Mediatized Worlds – Understanding Everyday Mediatization. Palgrave Macmillan, London.

12. Krotz F., Hepp A. (2013). A concretization of mediatization: How mediatization works and why ‘mediatized worlds’ are a helpful concept for empirical mediatization research. European Journal for the Philosophy of Communication. Vol. 3. No. 2. P. 119-134.

13. McCombs M. (1977). Agenda Setting Function of Mass Media. Public Relations Review. Vol. 3. No. 4. P. 89-95.

14. Wodak R. (1994). Critical Linguistics and Critical Discourse Analysis. Handbook of Pragmatics. DOI: 10.1075/hoph.8.04wod.


Рецензия

Для цитирования:


Поляков А.К., Чирков И.М., Веремеева П.В. Россия и БРИКС+ в медиадискурсе Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Коммуникология. 2025;13(3):61-75. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-61-75

For citation:


Polyakov A.K., Chirkov I.M., Veremeeva P.V. Russia and BRICS+ in the media discourse of Turkey and the United Arab Emirates. Communicology. 2025;13(3):61-75. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-61-75

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)