Цифровая трансформация коммуникации в академической среде: опыт студентов немецких вузов
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-116-129
Аннотация
Современные вузы функционируют в условиях глобальной цифровой трансформации, которая радикально изменяет формы академической деятельности и предъявляет новые требования к организации образовательных процессов. Одним из ключевых измерений этого процесса становится коммуникация, которая, в частности, формирует академический опыт студентов, влияет на их вовлечённость в различные образовательные практики и становится важным фактором академического развития. Актуальность стати обусловлена амбивалентным влиянием процессов цифровизации на эффективность коммуникации в современной образовательной среде. На примере немецких вузов показано, что цифровизация обеспечивает автоматическую обратную связь и гибкость взаимодействия, но также приводит к рискам замещения традиционных форм диалога процедурными сигналами и метриками, а также снижает степень личного контакта. Изменения академической коммуникации в вузах Германии в условиях цифровизации трактуются на основе данных проведённого автором опроса студентов немецких вузов (N=442) в июле и августе 2025 года. Результаты показывают, что цифровая образовательная среда, с одной стороны, расширяет доступ к информации и формализованным каналам обратной связи, но с другой — ведёт к ряду рисков: редуцирования коммуникации до операциональных показателей качества, фрагментарности информирования, эмоциональной дистанции и неравномерного доступа к каналам участия. Студенты отмечают недостаток личного общения, эмпатии и поддержки, а также ограниченные возможности для включения в продуктивные академические практики. Эти выводы позволяют рассматривать цифровизацию как значимый фактор трансформации социально-коммуникативного пространства университета.
Об авторе
Д. В. ГалицкаяРоссия
Галицкая Диана Владимировна – аспирант кафедры социологии
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 76
Список литературы
1. Кравченко С.А., Носкова А.В. [и др.] (2023). Цифровой поворот в системе образования: социально-гуманитарный контекст: монография. М.: МГИМО-Университет.
2. Чугров С.В., Галицкая Д.В. (2021). Онлайн-коммуникация в образовательной среде России и Германии: функциональные и дисфункциональные эффекты цифровизации // Коммуникология. Том 9. № 4. С. 97-113. DOI: 10.21453/2311-3065-2021-9-4-97-113.
3. Шарков Ф.И., Омельчук И.С. (2021). Цифровые технологии: преимущества и проблемы развития и киберпреступность // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. № 2. C. 33-43.
4. Aden H., Rumpel R. (2020). Hochschul-Datenschutz in Zeiten der Digitalisierung. In: M. Egger De Campo, O. Resch (eds.). Digitalität@HWR. Baden-Baden: Nomos. P. 37-57. DOI: 10.5771/9783748905318-37.
5. Armila P., Sivenius A., Stanković B., Juutilainen L. (2024). Digitalization of education: Commodification hidden in terms of empowerment? Postdigital Science and Education. No. 6. P. 556571. DOI: 10.1007/s42438-022-00347-8.
6. Arndt C., Figura L., Ladwig T., Grundmann A. (2020). Strategische Ansätze der Bundesländer zur Digitalisierung in der Hochschulbildung. Forschungsprojekt HEIDS – Higher Education Institutions’ Digital Strategies. Hamburg: Technische Universität Hamburg. DOI: 10.15480/882.2060.2.
7. Bormann I., Truschkat I. (2022). Soziale Innovationen und Vertrauen am Beispiel von Digitalisierung im Bildungsbereich. In: E. Schüll, H. Berner, M.L Kolbinger, M. Pausch (eds.). Soziale Innovation im Kontext: Beiträge zur Konturierung eines unscharfen Konzepts Wiesbaden: Springer Fachmedien. P. 79-101.
8. Budde J., Friedrich J.-D. (2024). Monitor Digitalisierung 360°: Wo stehen die deutschen Hochschulen? (Arbeitspapier Nr. 83). Berlin: Hochschulforum Digitalisierung.
9. Godsk M., Møller K.L. (2025). Engaging students in higher education with educational technology. Education and Information Technologies. No. 30. P. 2941-2976. DOI: 10.1007/s10639-024-12901-x.
10. Haag H., Kubiak D. (2022). Hochschule in krisenhaften Zeiten: Eine qualitativ-explorative Längsschnittstudie zum Erleben der Pandemie von Lehrenden, Forschenden und Studierenden. Frankfurt am Main: Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft (GEW).
11. Heinz J. (2023). Bildungsgerechtigkeit in einer digitalen Gesellschaft. MedienPädagogik Zeitschrift für Theorie und Praxis der Medienbildung. No. 52. P. 191-216. DOI: 10.21240/mpaed/52/2023.02.10.X.
12. Ketter V., Schmidt J., Tsirikiotis A. (2018). Digitalisierung der Hochschulbildung aus sozialwissenschaftlicher Perspektive: Das Forschungsprojekt „DISTEL“. In: B. Getto, P. Hintze, M. Kerres (eds.). Digitalisierung und Hochschulentwicklung. Proceedings zur 26. Tagung der Gesellschaft für Medien in der Wissenschaft e.V. Münster; New York: Waxmann. P. 84-92.
13. Lörz M., Koopmann J. (2024). Wie haben sich die Studienbedingungen, sozialen Ungleichheiten und Studienabbruchintentionen im Laufe der COVID-19-Pandemie verändert? Diskurs Kindheits- und Jugendforschung. Discourse. Journal of Childhood and Adolescence Research. No. 4. P. 495-516. DOI: 10.3224/diskurs.v19i4.05.
14. Lübcke M., Bosse E., Book A., Wannemacher K., Gilch H. (2022). Impact of the COVID-19 pandemic on the digitalization and strategic development of German universities. In: J.F. Desnos, R. Yahyapour, R. Vogl (eds.). Proceedings of EUNIS 2022 — The 28th International Congress of European University Information Systems. Göttingen, Germany. Vol. 86. P. 87-94.
15. Lundberg A., Stigmar M. (2022). Deliberative academic development with university teachers in times of crisis. International Journal for Academic Development. No. 27 (2). P. 163-175. DOI: 10.10 80/1360144X.2022.2084742.
16. Matthews K.E., Dollinger M. (2023). Student voice in higher education: the importance of distinguishing student representation and student partnership. Higher Education. No. 85. P. 555-570. DOI: 10.1007/s10734-022-00851-7.
17. McGrath C. (2020). Academic developers as brokers of change: insights from a research project on change practice and agency. International Journal for Academic Development. Vol. 25. P. 94-106. DOI: 10.1080/1360144X.2019.1665524.
18. Mühlhauser M. Herrmann D. (2023). Studie zum Nutzen persönlicher E-Mails in der Online- und Präsenzlehre. In: Mrohs L., Franz J., Herrmann D., Lindner K., Staake T. (eds.). Digitale Kulturen der Lehre entwickeln. Rahmenbedingungen, Konzepte und Werkzeuge. Wiesbaden: Springer VS. P. 63-89. DOI: 10.1007/978-3-658-43379-6_5.
19. Rohs M., Weber C. (2020). Digitale Medien in der wissenschaftlichen Weiterbildung. In: W. Jütte & M. Rohs (eds.), Handbuch wissenschaftliche Weiterbildung. Wiesbaden: Springer VS. P. 455-478. Scheidig F., Holmeier M. (2021). Learning Analytics aus institutioneller Perspektive: Ein Orientierungsrahmen für die hochschulische Datennutzung. In: Hochschulforum Digitalisierung (eds.). Digitalisierung in Studium und Lehre gemeinsam gestalten: Innovative Formate, Strategien und Netzwerke. Wiesbaden: Springer VS. P. 215-232.
20. Trapp A., Klewin G. (2024). Jonglage mit zu vielen Bällen?! Digitalität, Diversität und pädagogischer Doppeldecker als Anspruch an Lehrveranstaltungen in der Lehrer:innenbildung. In: T. Witt, C. Herrmann, L. Mrohs, H. Brodel, K. Lindner, I. Maidanjuk (eds.). Diversität und Digitalität in der Hochschullehre. Bielefeld: Transcript Verlag. P. 103-115.
Рецензия
Для цитирования:
Галицкая Д.В. Цифровая трансформация коммуникации в академической среде: опыт студентов немецких вузов. Коммуникология. 2025;13(3):116-129. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-116-129
For citation:
Galitskaia D.V. Digital transformation of communication in academic environment: the experience of students at German universities. Communicology. 2025;13(3):116-129. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-116-129