Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Репрезентация образов учёных и изобретателей в детской мультипликации: социокультурный аспект

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-155-167

Аннотация

В статье анализируются образы учёного и изобретателя, представленные в 26 отечественных и зарубежных мультипликационных продуктах (1965–2024). В исследовании применяются структурный и интерпретативный подходы к анализу образов, аксиологический, герменевтический, семиотический методы анализа, дискурс-анализ и традиционный анализ документов. Транслируемые образы являются одним из аспектов формирования у детской аудитории ценности знания и интереса к науке. Визуальная составляющая персонажей, зачастую стереотипная (очки, белый халат, характерная причёска), является средством демонстрации личностных качеств героя, а также его целей и особенностей научной деятельности. Отечественные мультфильмы часто изображают учёных неоднозначно: несмотря на их благородные цели и стремление приносить пользу обществу, их эксцентричный внешний вид делает персонажей непривлекательными. В некоторых героях прослеживается национальная самобытность образа учёного, что в целом обогащает образ, делает его более интересным и привлекательным для детской аудитории. Увлечённость работой, внимательное отношение к расчётам, оптимизм, трудолюбие, терпение, целеустремлённость – качества, присутствующие у героев учёных и изобретателей. Для героев важны ценности знания, науки, идеи, открытия, нестандартного решения проблемы. При этом цели их деятельности могут быть направлены как на благо общества и окружающих, так и на достижение личных интересов. В зарубежных мультфильмах чаще встречаются персонажи, чьи научные изыскания сочетаются с желанием достичь материального благополучия. Проведенный анализ подтверждает предположение о том, что образы учёного и изобретателя являются неотъемлемым элементом исследовательской культуры детей, формируя тем самым установки и ценности молодого поколения, способного в будущем решать нетривиальные задачи и адекватно справляться с проблемами современного общества.

Об авторе

Е. С. Удалова
Пензенский государственный университет (ПГУ)
Россия

Удалова Екатерина Сергеевна – к. филос. н., доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» 

440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40



Список литературы

1. Алешкин Н.И., Щукина И.А. (2002). Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Сибирский психологический журнал. № 16 (17). С. 56-61.

2. Антонов Г.В., Лактюхина Е.Г. (2013). Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7–12 лет (по материалам контент–анализа) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. № 2 (20). С. 92-98.

3. Глухова М.Е. (2018). Стереотипы внешности в современной детской российской анимации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Том 11. вып. 1. С. 128-141. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2018.111.

4. Дохова З.Р., Чеправкова Т.А. (2013). Мультфильм как механизм конструирования у детей дошкольного возраста эгалитарных гендерных представлений (на материале мультсериала «Винкс») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 160. С. 85-91.

5. Кондрашихина О.А., Медведева С.А., Кажарская О.Н. (2021). Образ учёного в представлениях студентов-психологов // Международный научно–исследовательский журнал. № 2-3 (104). С. 68-71. DOI: 10.23670/IRJ.2021.103.2.075.

6. Леонтьева Т.В. (2022). Особенности структуры образа семьи в современных российских мультипликационных фильмах // Общество: социология, психология, педагогика. №4. С. 45-49. DOI: 10.24158/spp.2022.4.6.

7. Маченин А.А. (2016). Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. Media Education. № 3. С. 23-48.

8. Медведева С.М. (2015). Самопожертвование учёного в изображении отечественного кино // Вестник МГИМО–университета. № 5 (44). С. 231-239.

9. Немова О.А., Бурухина А.Ф. (2014). Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно–нравственных ценностей // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. № 1. С. 152-173.

10. Разина Т.В., Володарская Е.В. (2019). Образ учёного в представлениях современных подростков // Вестник Сыктывкарского университета. № 3 (11). С. 46-62.

11. Рымаренко О.С. (2018). О новых образах учёного и научной деятельности в телевизионных сериалах // Межкультурная коммуникация: Запад–Россия–Восток. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Тихомировой. Новосибирск. С. 74-81. EDN: YSUEQB

12. Савинова Л.Ю., Ворошилов Л.В., Лукашенко Д.В., Тюжин С.А. (2023). Предпочтения современных подростков в анимации // Комплексные исследования детства. Т. 5. № 2. С. 110-117. DOI: 10.33910/2687-0223-2023-5-2-110-117.

13. Сторожева С.П., Микиденко Л.Н. (2017). Мультипликация как фактор формирования межкультурной компетентности // Идеи и идеалы. № 1(31). Т. 2. С. 12-24. DOI: 10.17212/20750862-2017-1.2-12-24.

14. Суворова Н.В. (2014). Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребёнка // Молодой учёный. № 8 (67). С. 740-742.

15. Ткач В.П. (2010). Влияние мультфильмов на социализацию детей // Социология. №2. С. 199-206.

16. Фуртай Ф. (2018). Безумный герой кинематографа: учёный как зеркало экзистенциальных страхов // Международный журнал исследований культуры. №3(32). С. 53-67.

17. Шариков А.В., Чудинова В.П. (2007). Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. М.: КомКнига. С. 58-85.

18. Bandura А. (1969). Principles of Behavior Modification. NY: Holt, Rinehart and Winston.


Рецензия

Для цитирования:


Удалова Е.С. Репрезентация образов учёных и изобретателей в детской мультипликации: социокультурный аспект. Коммуникология. 2025;13(3):155-167. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-155-167

For citation:


Udalova E.S. Representation of images of scientists and inventors in animated cartoons: socio-cultural aspect. Communicology. 2025;13(3):155-167. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-155-167

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)