Коммуникативная трансформация профессиональных ценностей современных научных сообществ
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-15-24
Аннотация
Сегодня этика воплощается не только в повседневности, но и в коммуникации. Исследование коммуникации в профессиональных сообществах позволяет сделать вывод о том, как соотносятся декларируемые и практически ценности в работе. Этические установки - это не только постулаты, закрепляемые в этических кодексах, но и принципы взаимодействия, воплощаемые в построении информационного пространства и принятии решений. Особенности современных коммуникаций влияют на то, как структурируется профессиональная этика, что, в свою очередь, оказывает воздействие на её содержание и практическое воплощение. Реализация коммуникации через интернет делает научную работу перформативной, наполняя её символами и ярлыками. Коммуникативные практики всё чаще вынуждены осуществляться вокруг достижения показателей, то есть коммуникация становится проводником неолиберальных реформ научной работы. Таким образом, последствием современных форм коммуникации становится вынужденная утилитарность этики, связанная с необходимостью конкурировать на «научном рынке». В статье предлагаются возможные способы преодоления противоречий коммуникативных трансформаций профессиональных ценностей
Об авторе
А. С. ПроскуринаРоссия
Список литературы
1. Антонова Н.Л. (2019). Влияние мировых рейтингов университетов на выбор вуза студентами из стран БРИКС // Вест. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. № 49. С. 153-161.
2. Бодрийяр Ж. (2009). Прозрачность зла. М.: «Добросвет».
3. Игнатьев В. И., Степанова А. Н. (2010). Виртуальное социальное действие и трансформация повседневных практик // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. №3. С. 91-104.
4. Кармаева Н.Н., Кармаев Н.А. (2019). Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества // Социологические исследования. № 3. С. 63-72.
5. Коулман Дж. (2001). Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. С. 121-139.
6. Кравченко С.А. (2018). Становление нелинейного знания: востребованность доверия к нему // Гуманитарий Юга России. Том. 7. № 1. С. 15-31.
7. Носкова А.В., Проскурина А.С. (2019). Внутриуниверситетские рейтинги преподавателей: эмпирический кейс МГИМО // Социологические исследования. Выпуск 10. C. 69-75.
8. Осипов А.М. (2017). «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. № 8. С. 136-146.
9. Темницкий А.Л., Мороз А.С. (2018). Потенциал популяризаторов науки в противостоянии лженаучному знанию // Социологическая наука и социальная практика. №3 (23). С. 62-76.
10. Цвык В.А. (2013). Прикладная этика в структуре этического знания // Вестник РУДН, серия «Философия». №3. С. 148-161.
11. Чернова Е.Г., Ахобадзе Т.Д., Малова А.С., Салтан А.А. (2017). Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование европейского опыта и отечественная практика // Вопросы образования. №3. С. 37-82
12. Alexander J. (2017)/ The Drama of Social Life. Polity.
13. Ball S.J. (2015). Education, governance and the tyranny of numbers // Journal of Education Policy. Vol. 30. P. 299-301.
14. Bozeman B., Corley E. (2004). Scientists’ collaboration strategies: implications for scientific and technical human capital // Research Policy. №33(4). P. 599-616.
15. Frey B., Rost K. (2010). Do Rankings Reflect Research Quality? // Journal of Applied Economics. №13:1. P. 1-38.
16. Lave R., Mirowski P., Randalls S. (2010). Introduction: STS and Neoliberal Science // Social Studies of Science. №40(5). P. 659-675.
17. Ordorika I., Lloyd M. (2015). International rankings and the contest for university hegemony // Journal of Educational Policy. № 30 (3). P. 385-405.
Рецензия
Для цитирования:
Проскурина А.С. Коммуникативная трансформация профессиональных ценностей современных научных сообществ. Коммуникология. 2020;8(2):15-24. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-15-24
For citation:
Proskurina A.S. Communicative Transformation of Professional Values of Modern Scientific Communities. Communicology. 2020;8(2):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-15-24