Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Интернет-сообщество как феномен современной сетевой культуры (на примере КВН-сообщества в социальной сети ВКонтакте)

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-146-155

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены характерные черты и специфические приметы интернет-сообщества. На примере сообщества «Я люблю КВН» показаны идентифицирующие маркеры пользователя в сетевой группе в процессе его адаптации в сообществе. Рассмотрены приемы и виртуальный инструментарий (аудиозаписи, видео-записи, текстовые публикации, изображения, анимированные изображения, постеры, опросы и др.), с помощью которых пользователь может «встроить себя» в сообщество. Интернет как уникальная по заданным в ней условиям и возможностям среда позволяет исследовать социологические явления, которые не были актуализированы или столь доступны эмпирическому изучению в иной среде деятельности и взаимодействия. Это актуально в свете стремительного развития в социальной сети «ВКонтакте» тематических сообществ. По данным аналитического центра Юрия Левады «Левада-центр», на сегодняшний день около 72% населения РФ пользуется интернетом «ежедневно, практически ежедневно» и «несколько раз в неделю». При этом порядка 45% граждан выходят в интернет «несколько раз в день»; это прежде всего самые молодые россияне моложе 25 лет, среди них таких 87%. В фокусе нашего рассмотрения находится группа в «ВКонтакте» «Я люблю КВН». КВН («Клуб весёлых и находчивых») - один из первых появившихся на отечественном телевидении проектов в формате юмористической игры, в которых команды различных коллективов (учебных заведений, вузов, предприятий, городов и так далее) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен. В узком понимании, КВН - это соревнование в собственном остроумии. Многолетняя история проекта (с 1961 года) и неослабевающее внимание к игре со стороны массовой аудитории определили во многом появление сообществ любителей интеллектуальных юмористических соревнований на площадках различного типа. С возникновением социальных сетей в интернете многие любители КВН объединились в сообщество, которое на сегодняшний день насчитывает примерно 670 тыс. чел.

Об авторе

Д. А. Рязанов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Андреева О.С. (2017). Социальные сети как пространство для репрезентации повседневности современного человека / О.С. Андреева // News of Science and Education. Т. 5. № 3.

2. Барбашин М.Ю. (2013). Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. 2-е изд., расширенное и дополненное, Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ.

3. Гофман И. (2000). Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле.

4. Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. (2016). Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. М.: Спутник +.

5. Марфин М.Н, Чивурин А.П. (2001). Что такое КВН?. М.: Издание 3-А. Российский медиаландшафт - 2019, ЛЕВАДА-ЦЕНТР [эл. ресурс]: https://www.levada.ru/2019/08/01/rossijskij-media-landshaft-2019/.

6. Шикула Д. (2006). Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы // RELGA. № 10 [эл. ресурс]: http://www.relga.ru.

7. Castells M. (2012). Networks of outrage and hope: social movements in the internet age. Cambridge: Polity Press.

8. Larsen M.C. (2008). Understanding Social Networking: On Young People's Construction and Co-construction of Identity Online // Internet Research 8.0: Let's Play.

9. Fink J. (1999). Cyberseduction: Reality in the Age of Psychotechnology. Prometheus Books.

10. Reid E. (1994). Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities / A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne [el. source]: http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html.

11. Rheingold H. (1993). The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. NY: Addison-Wesley.


Рецензия

Для цитирования:


Рязанов Д.А. Интернет-сообщество как феномен современной сетевой культуры (на примере КВН-сообщества в социальной сети ВКонтакте). Коммуникология. 2020;8(2):146-154. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-146-155

For citation:


Ryazanov D.A. The Internet Community as a Phenomenon of Modern Network Culture (on the example of the KVN1 community in the social network VKontakte). Communicology. 2020;8(2):146-154. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-146-155

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)