Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Схематические изображения как инструмент анализа новостных сообщений СМИ

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-38-51

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема «фейковых новостей» и феномена «постправды» в современном информационном пространстве, раскрыты содержания данных понятий, их разновидности проиллюстрированы различными примерами манипуляции общественным сознанием. Актуальность данной тематики вызвана массовым негативным влиянием данного явления на общественное сознание. Также дан обзор мер, в том числе и государственных, предпринятых с целью противодействия данному явлению. С точки зрения авторов, чтобы противостоять данному явлению, необходимо не только принятие юридических мер со стороны государства. Важно развитие такого навыка как критическое отношение к информации у аудитории. В связи с этим предлагается рассмотреть потенциал применения современных разработок отечественной школы методологии (конкретнее - специальный метод работы с текстами, использование схем для реконструкции результатов понимания) при анализе новостных сообщений с целью обнаружения возможные манипуляции.

Об авторах

Л. А. Поелуева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Д. Ж. Дармаева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Дорофеева В.В. (2019). Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. №4(8).

2. Ефанов А.А. (2018). Функционирование псевдоновости в полях телевидения и Интернета: типология, практики, социальные эффекты // Коммуникология. №1 [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-psevdo-novosti-v-polyah-televideniya-i-interneta-tipologiya-praktiki-sotsialnye-effekty.

3. Корецкая О.В. (2017). Фейковые новости как объект изучения медиалингвистики (на материале англоязычных СМИ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №9-1(75) [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-kak-obekt-izucheniya-medialingvistiki-na-materiale-angloyazychnyh-smi.

4. Некляев С.Э. (2010). Инфографика: принципы визуальной журналистики // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. №4 [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-printsipy-vizualnoy-zhurnalistiki.

5. Пископпель А.А., Розин В.М., Голдберг Ф.И., Бернштейн В.С., Александров А.В. (2020). Системо-мыследеятельностная методология // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Центр гуманитарных технологий, 2002-2020 [эл. ресурс]: https://gtmarket.ru/concepts/7268.

6. Ростова Н.Н. (2018). Философская аналитика идеи постправды // Христианское чтение. №6 [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-analitika-idei-postpravdy.

7. Суходолов А.П. (2017). Феномен «Фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. №1 [режим доступа]: https:// cyberleninka.ru/article/n/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennom-mediaprostranstve.

8. Шушпанова И.С. (2018). «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. № 12. С. 94-104.

9. Agarwal S. et al. (2019). Protecting world leaders against deep fakes // Proceedings of the IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition Workshops. P. 38-45.

10. Chesney R., Citron D. (2019). Deepfakes and the New Disinformation War. The Coming Age of Post-Truth Geopolitics // Foreign Affairs. January/February. P. 147-155.

11. Harris D. (2018). Deepfakes: False pornography is here and the law cannot protect you // Duke L. Tech. Rev. Vol. 17.

12. Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Violation of Information Ecology in Modern Media Space // RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. No.4. P. 765-775.


Рецензия

Для цитирования:


Поелуева Л.А., Дармаева Д.Ж. Схематические изображения как инструмент анализа новостных сообщений СМИ. Коммуникология. 2020;8(4):38-51. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-38-51

For citation:


Poelueva L.A., Darmaeva D.Z. Charts as a Tool for News Media Analysis. Communicology. 2020;8(4):38-51. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-38-51

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)