Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Последствия распространения цифровых коммуникаций для развития человеческого капитала: познавательный потенциал социологических подходов

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-3-29-42

Полный текст:

Аннотация

Какое влияние оказывает цифровизация общества, в первую очередь, коммуникативной сферы, на его человеческий капитал? Станут ли новые поколения, чьи способности и возможности расширены цифровой техникой, образованнее и эффективнее, чем предыдущие? Или распространение новых технологий имеют побочные эффекты в виде ограничений для наращивания человеческого капитала, которые приведут к обеднению, умалению способностей современного работника? Подобные вопросы возникали при становлении каждого нового технологического уклада, а впервые были высказаны Платоном в диалоге «Федр», где он задает вопрос, не разучатся ли люди помнить, научившись писать. Они актуальны и в эпоху цифровизации. Социологов всегда интересовали последствия развития техники и технологий для общества, его структур и институтов, для мировосприятия человека. Социологический взгляд на последствия цифровизации позволяет выявить не только преимущества, но и новые культурные, структурные и институциональные ограничения для человеческого капитала - распространение клипового сознания, перекладывание на машины принятия решений, утрата надежности образовательного контента и риски недостоверной информации, рост предложения неквалифицированного труда на базе цифровых платформ, трансформации отношения и требований работника к условиям труда, и т.д. Автор делает вывод, что познавательный потенциал социологических подходов к изучению влияния цифровых коммуникаций на человеческий капитал состоит в выявлении его ограничений и, в то же время, возможностей их метаморфозы в новые точки роста.

Об авторе

Н. Н. Зарубина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Гиренок Ф.И. (2016). Клиповое сознание. М.: Проспект.

2. Зарубина Н.Н. (2015). Инновационное развитие России в цивилизационном и институциональном контекстах // Мир России. №2. С. 28-49.

3. Кастельс М. (1999). Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л. Иноземцева).

4. Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ.

5. Кравченко С.А. (2019). Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. №10. С. 48-57.

6. Мамфорд Л. (1986). Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс.

7. Мамфорд Л. (1966). Механический ритм жизни // Иностранная литература. №1.

8. Мамфорд Л. (2001). Миф машины. М.: Логос.

9. Beck U. (2016). The Metamorphosis of the World. Cambridge: Polity Press.

10. Giddens A. (1990). The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press.

11. Mosco V. (2017). Becoming Digital. Toward a Post-Internet Society. Emerald Publishing Limited, Bingley.

12. Mumford L. (1963). Technics and Civilization, Harcourt, Brace & World [el.access]: https://books.google.ru/books?id=PU7PktesGUoC&pg=PA9&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false [accessed 12.05.2020].

13. Prensky M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. Vol. 9. No. 5. P. 1-6. DOI: 10.1108/10748120110424816.

14. Sparrow B. et al. (2011). Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. Vol. 333, 776. DOI: 10.1126/science.1207745.

15. Webster F. (2002). Theories of the Information Society. L., N.Y.: Routledge, Taylor & Frances Group.


Рецензия

Для цитирования:


Зарубина Н.Н. Последствия распространения цифровых коммуникаций для развития человеческого капитала: познавательный потенциал социологических подходов. Коммуникология. 2020;8(3):29-42. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-3-29-42

For citation:


Zarubina N.N. The Implications of Digital Communications Expansion for the Development of Human Capital: the cognitive potential of sociological approaches. Communicology. 2020;8(3):29-42. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-3-29-42

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)