Дискурс гендерной асимметрии в социальных сетях: методология исследования
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-67-78
Аннотация
В статье актуализирована проблема гендерных стереотипов и гендерной стратификации. Дана характеристика конструкционизму и дискурс-анализу как методологическим основам гендерных исследований. Гендер представляет собой социальный конструкт и дискурсивную практику. Предложена методология исследования темы с учетом специфики социальных сетей как социальных медиа. Методами данного исследования выступает анализ лингвистических данных, который является частью конструкционистского анализа, дискурс- и контент-анализа. В качестве философского основания темы избран подход М. Фуко, оказавший влияние на дискурсивные и конструкционистские исследования. На материалах социальной сети «Вконтакте» показаны особенности артикуляции данной темы. Выявлены дискурсивные приемы, с помощью которых обозначается позиция субъекта. С одной стороны, в социальных сетях, в отличие от иных медиадискурсов, проблема гендерных отношений выражена гипертрофировано. При традиционном спектре сюжетов для стереотипизации сетевой новояз проявляет способность к языковой игре, жанровой кооперации. С другой стороны, следует отметить полярные особенности гендерного дискурса в сетевом пространстве: сосуществование агрессивных ортодоксальных патриархальных суждений с саркастическим переосмыслением гендерных ролей и проявлением эгалитаризма в интерпретации маскулинности и феминности. Гендерный дискурс представляет собой элемент идеологического дискурса, обозначенный нами как современный новояз, для которого характерна способность политизировать любой аспект культуры и стремиться к доминированию.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. ОлешковаРоссия
Олешкова Анна Михайловна – кандидат исторических наук, доцент, Социально-гуманитарный факультет
622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Красногвардейская ул., 57
Список литературы
1. Бергер П. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум.
2. Гендер и язык (2005). Сост. А.В. Кириллина. Московский гос. лингвистический ун-т; Лаборатория гендерны х исследований. М.: Языки славянской культуры.
3. Канетти Э. (2012). Масса и власть. Пер. с нем. Л.Г. Ионина. М.: Астрель.
4. Ловинк Г. (2019). Критическая теория Интернета. М.: Ад Марингем Пресс, Музей современного искусства «Гараж».
5. Мертон Р. (2006). Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. М.: ACT
6. Ницше Ф. (2014). Генеалогия морали / Пер.с нем. СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А».
7. Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2013). «Гейропа»: гендерное измерение образа Европы в практиках политической мобилизации // Женщина в российском обществе. №3.
8. Ван Дейк Т. (2013). Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».
9. Улановский А.М. (2009). Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. №2.
10. Фуко М. (2010). История безумия в классическую эпоху / Мишель Фуко; пер. с фр. И.К.Стаф. М.: АСТ: АСТ МОСКВА.
11. Фуко М. (2015). Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс. Фуко M. (2005).
12. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 –1975 учебном году. СПб.: Наука.
13. Шютц А. (2003). Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение».
14. Hamilton D.L., Sherman J.W. (1994). Stereotypes. Handbook of Social Cognition. Vol.2: Applications. R.S. Wyer, Т.К. Srall (Eds.). Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
15. Merton R.K. (1995). The Thomas Theorem and the Matthew Effect. Social Forces. Vol.74. Oxford University Press.
16. McConnell-Ginet S. (2011). Gender, Sexuality, and Meaning Linguistic Practice and Politics: Linguistic practice and politics (Studies in Language and Gender). Oxford: Oxford University Press. P. xii+297.
17. Musolff A. (2021). National Conceptualisations of the Body Politic. Cultural Experience and Political Imagination. School of Politics, Philosophy and Language and Communication Studies University of East Anglia Norwich, UK.
18. Shim D., Stengel F.A. (2017). Social media, gender and the mediatization of war: exploring the German armed forces’ visual representation of the Afghanistan operation on Facebook. Global Discourse: An interdisciplinary journal of current affairs. Vol. 7. No.2-3. P. 330-347 (18).
19. Tajfel H., Turner J.C. (1986). The social identity theory of intergroup behavior. In: Psychology of intergroup relations / S. Worchel, W.G Austin (Eds.). Chicago, IL: Nelson-Hall Publishers.
Рецензия
Для цитирования:
Олешкова А.М. Дискурс гендерной асимметрии в социальных сетях: методология исследования. Коммуникология. 2021;9(1):67-78. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-67-78
For citation:
Oleshkova A.M. Discourse of Gender Asymmetry in Social Media: methodology of research. Communicology. 2021;9(1):67-78. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-67-78