КОММУНИКОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКИ 
Коммуникация в публичном секторе является ключевым инструментом реагирования на внезапные кризисы. Она позволяет проверять интерпретации происходящего в соответствии с меняющимися обстоятельствами и предотвращать риски необратимых обязательств при принятии управленческих решений органами власти в условиях, когда пандемический кризис высоко поднял планку их ответственности по защите своих граждан. COVID-19 рассматривается автором как точка отсчета в преобразовании традиционных коммуникационных схем и институционального закрепления новых коммуникативных практик и моделей кризисной коммуникации. Организации публичного сектора сталкиваются с другими проблемами по сравнению с частными, поскольку на них влияют социальные структуры и динамика власти и более высокий уровень контроля со стороны СМИ. Пандемия ускорила процессы медийной конвергенции и определила в нем коммуникационную коллаборативную стратегию развития кризисных коммуникаций в публичном секторе. Начавшаяся институционализация кризисных коммуникаций делает возможным систематизацию коммуникационных стратегий и повышение эффективности используемых инструментов и средств для правильной организации кризисной коммуникации в публичном секторе. Сердцевиной современных кризисных коммуникаций становятся социальные медиа, которые, по сути, приравнены к традиционным СМИ и вступили с ними в прямую конкуренцию, в первую очередь, благодаря возможностям мониторинга кризисных проблем и децентрализованным быстрым коммуникациям. Чтобы не потерять контроль над процессом информирования населения в условиях кризиса, власти должны действовать в соответствии со сложным коммуникационным сценарием. Модель кризисной коммуникации для публичного сектора пока только формируется. Она должна получить новую концептуализацию во все более персонализированном, эмоциональном и гибридном медиа-ландшафте.
В статье рассматриваются особенности инновационной деятельности в системе высшего образования. Подводятся итоги преобразований, запланированных в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», анализируется нынешнее состояние и перспективы развертывания инновационной деятельности, формулируются некоторые предложения. Анализируется коллективная природа субъекта инновационной деятельности в региональном вузе, а также проблематика взаимосвязей между его отдельными группами. Освещаются информационно-коммуникационные проблемы в ходе организации и осуществления вузовской инновационной деятельности, в частности, – в процессе формирования компетенций инновационной деятельности. Отдельно рассматривается проблематика коммерциализации результатов научной деятельности в региональных вузах страны. Широко используются конкретно-социологические данные для верификации выводов и положений. Основной вывод: инновационная деятельность в региональном вузе (особенно – в классическом университете) развивается медленно и с большими трудностями, в частности, – из-за многочисленных информационно-коммуникативных проблем взаимодействия и формирования корпоративной инновационной культуры.
В работе рассматривается историческая связь фонетики с общим языкознанием, выявляется, почему данная область лингвистики не развивалась ни последовательно, ни параллельно в структуре филологических наук. Уделено внимание современному медиатекстовому подходу к такой области фонетики, как интонирование; последнее, в свою очередь, рассматривается как часть теории коммуникации. Выдвигается гипотеза, что подобное отношение к звуку, к фонеме, уже рассматривалось в среде футуристов, дадистов, леттристов, буделян и обэриутов, трактовавших звуки как непознаваемое явление, находящееся за пределами познания умом. Здесь определяется место и прагматическая роль современной науки об актуальных подходах к фонетике в коммуникологиии, где интонирование не относится ни к когнитивистике, ни к паралингвистике, но, вместе с тем, объединяет эти две области практического речепроизводства. Гипотетически предполагается, что подобные подходы осознавались некоторыми представителями течений и школ направления модернизма начала ХХ века.
Актуальность исследования обусловлена тем, что ныне отмечается увеличение количества интернет-запросов о диагностике и методах лечения Covid-19, а также определения первых симптомов данного вируса. На фоне ежедневного прироста числа заразившихся коронавирусом и инсценирования его рисков возрастает социальная напряженность, что побуждает индивидов к онлайн-диагностике и саморефлексии относительно дистанционного лечения, так как горячие линии больниц перегружены, а приемные часы врачей сокращены из-за большого потока пациентов. В статье рассматриваются реальные и инсценированные риски, которые влекут за собой самостоятельное интернет-лечение без коммуникаций с медицинскими работниками лицом-к-лицу; анализируются современные исследования экспертов о том, что подталкивает индивидов к онлайн-лечению и самоназначению медикаментов. Автором был проведен анализ статистических данных об интернет-запросах пользователей в поисковой системе «Яндекс» на темы, связанные с диагностикой и лечением коронавирусной инфекции. Делается вывод о том, что дальнейшее устойчивое развитие характера коммуникаций врача и пациента связано с тем, как будет решена задача обеспечения граждан необходимым спектром медицинских услуг и определением того, какие процессы в сфере медицины поддаются цифровизации.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 
В статье актуализирована проблема гендерных стереотипов и гендерной стратификации. Дана характеристика конструкционизму и дискурс-анализу как методологическим основам гендерных исследований. Гендер представляет собой социальный конструкт и дискурсивную практику. Предложена методология исследования темы с учетом специфики социальных сетей как социальных медиа. Методами данного исследования выступает анализ лингвистических данных, который является частью конструкционистского анализа, дискурс- и контент-анализа. В качестве философского основания темы избран подход М. Фуко, оказавший влияние на дискурсивные и конструкционистские исследования. На материалах социальной сети «Вконтакте» показаны особенности артикуляции данной темы. Выявлены дискурсивные приемы, с помощью которых обозначается позиция субъекта. С одной стороны, в социальных сетях, в отличие от иных медиадискурсов, проблема гендерных отношений выражена гипертрофировано. При традиционном спектре сюжетов для стереотипизации сетевой новояз проявляет способность к языковой игре, жанровой кооперации. С другой стороны, следует отметить полярные особенности гендерного дискурса в сетевом пространстве: сосуществование агрессивных ортодоксальных патриархальных суждений с саркастическим переосмыслением гендерных ролей и проявлением эгалитаризма в интерпретации маскулинности и феминности. Гендерный дискурс представляет собой элемент идеологического дискурса, обозначенный нами как современный новояз, для которого характерна способность политизировать любой аспект культуры и стремиться к доминированию.
Вошедшая в официальный лексикон КПК концепция «мягкой силы» (soft power) имеет американские корни. В центре концепции Джозефа Ная лежит призыв к гибкому использованию нематериальных ресурсов культуры и политических идеалов для влияния на поведение людей в других странах. Для китайских властных групп концепция Ная выглядела как современное развитие национальной концепции «Искусство войны», и, вероятно, поэтому идея Дж. Ная получила глубинный межкультурный резонанс в Китае.
В статье представлены два главных аспекта проведенного авторами статьи исследования по влиянию концепции «мягкой силы» в политическом процессе. Во-первых, влияние концепции «мягкой силы» на политический процесс: «четвёртое поколение» китайских лидеров во главе с Председателем КНР Ху Цзиньтао сделало акцент на мягкую силу как основную стратегию межкультурной коммуникации; Си Цзиньпин внедряет принцип культурной уверенности, основанный, в том числе, на культурных ценностях, в политический дискурс современного Китая – это определяет новую задачу «мягкой силы». Во-вторых, «мягкая сила» как инструмент политической коммуникации: знаковое влияние культуры и идеологии конфуцианства как главных элементов политической коммуникации КНР. Новая идеология адаптирует и использует конфуцианские концепции как основу бренда межкультурной коммуникации и своеобразный идейный мост, который обеспечивает не только сохранение национальной самобытности, формирует положительный образ государства и укрепляет международные позиции страны, но и может стать сильной основой для внутреннего сплочения. В Китае проводится активная работа по адаптации «мягкой силы» к задачам современной внутренней и внешней политики. Исследования, проведенные по данной теме, показали, что концепция «мягкой силы» в интерпретации КНР с опорой на конфуцианские традиции является мощным инструментом политической культуры КНР и новой стратегии межкультурной коммуникации.
Статья посвящена проблеме взаимодействия культуры и экономики. Социология культуры изучает данный вопрос с целью выявления факторной роли культуры и экономики в механизмах социогенеза в современных условиях. В работе рассматривается роль и место социокультурной традиции, норм и ценностей в экономической системе социума и экономической деятельности современного российского общества. Автор обращает внимание на то, что определяет действительность и формирует пространство для коммуникации субъектов социальных отношений. В связи с этим в работе определена социокультурная традиция как основа коммуникации, взаимодействия культуры и экономики. Автор проводит анализ развития взглядов и идей на взаимоотношение, взаимосвязи культуры и экономики в работах зарубежных и отечественных исследователей, а также рассматривает традицию как основу, формирующую экономическую модель человеческого поведения. С точки зрения автора, социокультурная традиция является ядром, определяющим, объясняющим и прогнозирующим поведение человека в экономической жизни.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 
В настоящей статье исследуются проблемы коммуникации между властью, обществом и средствами массовой информации в сфере профилактики экстремизма путем проведения системной информационной политики, направленной на установление причин и факторов, детерминирующих радикальные проявления, определение мер, направленных на их локализацию, формирование в обществе стойкого неприятия противозаконного поведения граждан и их объединений. Грамотная организация взаимодействия между властью, обществом и СМИ позволяет синтезировать их усилия в сфере профилактики экстремизма. Такой подход, охватывает не только основные меры по борьбе с терроризмом на основе обеспечения безопасности, но и систематические превентивные шаги для устранения основополагающих условий, которые побуждают отдельных лиц к радикализации и присоединению к насильственным экстремистским группам. Требуется разработка конкретных рекомендаций и планов действий на федеральном, региональном и местном уровнях как органов государственной власти, так и муниципального управления в активном взаимодействии с масс-медиа, в частности, сосредоточившись на коренных социальных причинах того, почему некоторых людей привлекают экстремистские организации и какие меры борьбы с экстремизмом являются наиболее эффективными.
В статье рассматриваются тенденции развития и проблемы цифровой трансформации в области PR-деятельности органов власти. Выявлена и обоснована необходимость активного развития в интернет пространстве сбалансированной связи с общественностью со стороны органов власти. Автор исходит из предположения, что интернет для работника PR-службы является новой информационной реальностью, оказывающей существенное влияние на механизмы управления общественным мнением. Открытый диалог, построенный на постоянной и совершенствующейся основе, в параллель развитию интернет технологий, является основой сбалансированной и максимально эффективной связи органов власти с общественностью. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что консервативной системе государственной службы необходимо адаптироваться к информационным запросам аудитории, предлагая адекватный перечень удобных интерактивных сервисов и легко воспринимаемые форматы взаимодействия.
В современных условиях цифровой трансформации лидерство в молодежной среде приобретает особую значимость. Знания о характеристиках информационного и массового сознания, психологических и социальных особенностях функционирования молодежного лидерства, готовности масс следовать за лидером в молодежной среде, приобретают особую значимость. Проведенные исследования с области молодежного лидерства показали, что внеучебная общественная работа не всегда создают оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. Молодые люди сегодня погружены в цифровые технологии. Действующие ранее методики выявления и развития лидерских качеств перестают работать в новой коммуникативной среде.
Цель исследования в области развития лидерства состоит в определении проблем в формировании лидерского потенциала и их актуализации на региональном уровне. Это должно способствовать лучшему эмпирическому пониманию некоторых важных аспектов процесса развития лидерства. Автор исходит из предположения, о том, что эпизодически проводимые локальные исследовательские проекты, основанные на опросах, вряд ли добавят большую ценность этой зарождающейся науке о развитии лидерства. Напротив, методологические и аналитические подходы, использующие индивидуализированный подход к развитию лидера, скорее всего, дадут больше информации, чем те, которые пытаются смоделировать средние тенденции по данной выборке.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ 
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных мер локализации и преодоления возможных отрицательных последствий этноконфессиональных процессов в приграничных субъектах РФ, что достигается при развитом уровне этноконфессионального пространства публичных коммуникаций. Методология организации такого пространства базируется на концепции менеджмента публичных ценностей, которая рассматривает общественное развитие через призму активного вовлечения заинтересованных сторон в обсуждение общественно значимых задач и участию в процессе реализации принятых решений. Целью работы является определение социальных барьеров данного пространства, затрудняющих взаимодействие его стейкхолдеров. Методами исследования стали систематизация публикаций, которая позволила раскрыть сущность понятия «социальный барьер коммуникации», осуществить их классификацию, а также экспертный опрос, проведенный авторами в 2020 годах среди представителей основных заинтересованных сторон, позволившего определить уровень проявления выделенных социальных барьеров.
Научная новизна обусловливается введением определения социальных барьеров этноконфессионального пространства публичных коммуникаций, авторской классификацией данных барьеров исходя из структуры двусторонней симметричной коммуникации, в рамках которой можно выделить коммуникаторов, сообщение, каналы, эффективность / результат и ситуация. Такая классификация позволила выделить следующие социальные барьеры коммуникаций: для коммуникаторов эти барьеры проявляются как низкая активность и инициативность, различия тезаурусов коммуникаторов и их низкая коммуникативная и коммуникационная компетентность; для сообщений – это фальсификация сообщений и имитация процесса коммуникации; для каналов коммуникации – это их несовпадение и барьер обратной связи; для ожидаемого результата – это его рассогласование; для ситуации коммуникации – это смещение актуализации событий. По данным экспертного опроса среди данных барьеров ключевыми следует назвать низкую активность и инициативность представителей заинтересованных сторон, стремление к имитации процесса коммуникации вместо реального диалога и партнерства, отсутствие обратной связи (отсутствие реакции одних заинтересованных сторон на действие других).
В исследованиях последнего десятилетия отечественные социологи все чаще обращаются к коммуникационным теориям в дискурсе конструирования социальной реальности и актуализации смыслов современной социокультурной среды. По мнению автора, одной из наиболее перспективных, хотя и не лишенных внутренних противоречий, представляется «теория координированного управления смыслом» Б. Пирса и В. Кронена. Появившись в американской науке во второй четверти ХХ века как философский проект, она достаточно быстро стала методологической основой многих эмпирических экспериментов. Целью настоящего исследования является представление управленческих перспектив данной теории в контексте «общественного диалога» как проекта, реализованного в конце 90-х годов ХХ в городе Купертино (штат Калифорния). Здесь обрисовывается и соответствующий круг задач, а именно – показать, как онтологическая теория становится базой для построения социальной технологии управления процессами взаимодействия в городской среде и какие управленческие ресурсы были использованы для достижения конечной цели проекта. В выводах сформулировано значение коммуникации как первичного социального процесса, обусловливающего расширение шести концепций как основы «грамматики» теории координированного управления смыслом.
ISSN 2311-3332 (Online)