Социокультурные традиции в развитии экономики (коммуникативный аспект)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-89-97
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия культуры и экономики. Социология культуры изучает данный вопрос с целью выявления факторной роли культуры и экономики в механизмах социогенеза в современных условиях. В работе рассматривается роль и место социокультурной традиции, норм и ценностей в экономической системе социума и экономической деятельности современного российского общества. Автор обращает внимание на то, что определяет действительность и формирует пространство для коммуникации субъектов социальных отношений. В связи с этим в работе определена социокультурная традиция как основа коммуникации, взаимодействия культуры и экономики. Автор проводит анализ развития взглядов и идей на взаимоотношение, взаимосвязи культуры и экономики в работах зарубежных и отечественных исследователей, а также рассматривает традицию как основу, формирующую экономическую модель человеческого поведения. С точки зрения автора, социокультурная традиция является ядром, определяющим, объясняющим и прогнозирующим поведение человека в экономической жизни.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Р. ГригорянРоссия
Григорян Тигран Рустамович – ведущий экономист по договорной и претензионной работе Государственного казенного учреждения Калужской области «Централизованная бухгалтерия в сфере труду и социальной защиты», аспирант кафедры культурологии и социальной коммуникации Института общественных наук РАНХиГС
248016, г. Калуга, Пролетарская ул., 111
Список литературы
1. Александер Дж. (2013). Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис.
2. Аузан А.А. (2017). Социокультурная экономика // Наука и инновации. №2. С. 4-10.
3. Ахиезер А.С. (1998). Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф.
4. Дугин А.Г. (2015). Русский Логос – русский Хаос. Социология русского общества. М.: Академический проект.
5. Константинова Л.В. (2019). Интеграционный потенциал общества: опыт концептуализации // Социологические исследования. №8. С.19-29.
6. Кульков В.М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. (2014). Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №38. С.9-19.
7. Культура имеет значение (2002). Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. M.: Московская школа политических исследований.
8. Лапин Н.И. (2011). Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социологические исследования. №9. С.3-17.
9. Лапин Н.И., Ильин В.А., Морев М.В. (2020). Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 2) // Социологические исследования. Том 46. №2. С.20-30.
10. Мадюкова С.А., Попков Ю.В. (2011). Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб.: Алетейя.
11. Самсонов В.В. (2012). Социокультурный сдвиг в трансформирующихся обществах // Вестник НГУ. Сер.: Философия. Т.10. №2. С.82-89.
12. Степин В.С. (1995). Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. №7. С.74-81.
13. Степин В.С. (2011). Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП.
14. Харрисон Л. (2009). Культура и экономическое развитие // Свободная среда [эл.ресурс]: http://www.inliberty.ru/library/study/324.
15. Харрисон Л. (2010). Вступительное слово // Симпозиум памяти С. Хантингтона. Культура, культурные изменения и экономическое развитие. Москва [эл.ресурс]: http://huntington.hse.ru/harris.
16. Шилз Э. (1972). Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Отв. ред. Г.В. Осипов; пер. с англ. В.В. Воронина и Е.В. Зиньковского. Москва.
17. Щипков А.В. (2015). Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики. СПб.: Алетейя.
18. Щипков А.В. (2017). Социал-традиция: Монография / А.В. Щипков. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА.
19. Щипков А.В., сост. (2000, 2013). Перелом: сборник статей о справедливости традиции. М.: ПРОБЕЛ.
20. Эйзенштадт Ш. (2020). Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность [эл.ресурс]: https://igiti.hse.ru/data/069/314/1234/2_3_3Eisen.pdf. (Дата обращения: 15.04.2020).
21. Harrison L.E. (1992). Who Prospers? How Cultural Values Shape Economic and Political Success (NY: Basic Books).
22. Inglehart R. (1989). Cultural Shift in Advanced Industrial Societies. Princeton University Press.
23. Tabellini G. (2005). Culture and Institutions: Economic Development in the Regions of Europe. Ideas. IGIER, Bocconi university [access mode]: https://www.socialcapitalgateway.org/sites/socialcapitalgateway.org/files/data/paper/2017/01/23/rtabellini2009-cultureandinstitutionsjeea.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Григорян Т.Р. Социокультурные традиции в развитии экономики (коммуникативный аспект). Коммуникология. 2021;9(1):89-97. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-89-97
For citation:
Grigoryan T.R. Sociocultural Tradition in Economic Development (communicative aspect). Communicology. 2021;9(1):89-97. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-89-97