Развитие фундаментальных направлений коммуникологии
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-25-39
Аннотация
Авторы проводят философско-социологический анализ развития нового междисциплинарного научного направления «Коммуникология», претендующего на статус науки. Отмечается, что в настоящее время коммуникология интенсивно конституируется как важнейшее научное направление, ставящее своей задачей системное исследование структуры, механизмов, факторов эффективности социального взаимодействия. Реализован комплекс научно-организационных мер. В частности, создана и успешно функционирует под руководством академика РАЕН Ф.И. Шаркова Международная академия коммуникологии, которая регулярно проводит Международные конференции по данной проблематике выпускает сборники трудов, учебники и учебные пособия из цикла «Коммуникология», включенного в качестве базового компонента в стандарты ряда направлений подготовки. Широко известны в стране и за рубежом два высокорейтинговых журнала: «Коммуникология» и «Коммуникология: электронный научный журнал». В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии, используемые средствами массовой информации, изложенные в монографии известных профессоров Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина . Рассматриваются особенности функционирования печатных и электронных массмедиа в современном мире. Особое внимание уделено развитию теории информации (преимущественно - массовой информации) и практике журналистской деятельности. Авторы вступают в продуктивную дискуссию по развитию теорий коммуникологии и толкованию термина «коммуникология» в Гавайском университете, а также с авторами Института Коммуникологии Норвегии, которые считают возможным описать набором переменных различные коммуникации и даже всю человеческую деятельность.
Ключевые слова
Об авторах
К. Х. ДелокаровРоссия
О. Ф. Киреева
Россия
Список литературы
1. Андреева Г.М. (1997). Социальная психология. М.: Аспект-пресс.
2. Арнольдов А.И. (1997). Глобальная ценность XXI века // Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. Мocква.
3. Данакин Н.С. (1997). Деятельность и общение. Белгород: Центр социальных технологий.
4. Землянова Л.М. (1999). Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационно- го общества. М.: Изд-во Моск. ун-та.
5. Инглхарт Р. (1997). Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // По- лис. № 4. С. 21-22.
6. Крэйг Р.Т. (1999). Теория коммуникации как область знания // Теория Коммуникации. 9 (2): 119-161. DOI: 10.1111 / j.1468-2885.1999.tb00355.x.
7. Кули Ч. (1909). Социальная организация: исследование большего ума. Нью-Йорк. Культура и культурология (2003): Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. Москва. С.287-298.
8. Кэтт И.Э., Эйчер-Кэтт Д. (2010). Коммуникология: новая наука воплощенного дискурса. Фэрли Дикинсон Юнив Пресс.
9. Марков Б.В. (1997). Философская антропология: очерки истории и теории. СПб. С. 76-77.
10. Лэниган Р. (1992). Человеческая наука Коммуникология. Издательство Университета Дюкена.
11. Попов В.Д. (2001). Информациология и информационная политика. Москва.
12. Харрис Р. (2002). Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. С. 414- 415.
13. Шарков Ф.И. (2009). Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны»). М.: Дашков и К.
14. Шарков Ф.И. (2009). Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник / 0Ф.И.Шарков. М.: Дашков и К.
15. Шарков Ф.И. (2002). Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения; Перспектива.
16. Шарков Ф.И. (2005). Теория коммуникации. М.: РИП-холдинг. С. 9-17.
17. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2018). Теория и практика массовой информации как фунда- ментальное направление коммуникологии: Монография / Под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: 0Дашков и К.
18. Шрамм W.L. (1997). Начало изучения коммуникации в Америке. Thousand Oaks.
19. Van Dijk T.A. (1985). Discourse and communication. Berlin/New York: de Gruyter.
Рецензия
Для цитирования:
Делокаров К.Х., Киреева О.Ф. Развитие фундаментальных направлений коммуникологии. Коммуникология. 2019;7(2):25-39. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-25-39
For citation:
Delokarov K.K., Kireeva O.F. The Development of Fundamental Areas of Communicology. Communicology. 2019;7(2):25-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-25-39