Preview

Коммуникология

Расширенный поиск
Том 7, № 2 (2019)

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 

15-24 318
Аннотация

В 1999 году американский исследователь Роберт Т. Крейг написал свою концептуальную статью «Теория общения как поле» (Communication Theory as a Field), которая расширила контекст дискуссии о дисциплинарной идентичности в области коммуникации. В учебниках по теории коммуникации в то время практически не было согласия относительно того, что представляет собой ее дискуссионное поле или какие теории необходимо включать в учебные пособия. Эта статья, представляющая поле коммуникации, стала основой для четырех различных учебников по теории коммуникации. Крейг предлагает свое видение теории коммуникации, которое делает огромный шаг к объединению этого довольно разнородного поля и к решению его основных проблем. На пути к этому объединяющему видению, Крейг сосредоточился на теории коммуникации как практической дисциплине и показывал, как различные традиции теории коммуникации могут быть вовлечены в диалог о практике коммуникации и управления. В этом дискурсе различные ученые (С. Дитц, Т. Тэйлор, П. Лазарсфельд, К. Арнольд, Н. Луман) вступают в диалог о практических преломлениях теорий коммуникации. Вслед за Крейгом автор рассматривает семь различных традиций теории коммуникации в общих чертах и более подробно останавливается на социо-психологическом и социо-культурном подходах как наиболее перспективных в плане управленческого воздействия на субъект

25-39 168
Аннотация

Авторы проводят философско-социологический анализ развития нового междисциплинарного научного направления «Коммуникология», претендующего на статус науки. Отмечается, что в настоящее время коммуникология интенсивно конституируется как важнейшее научное направление, ставящее своей задачей системное исследование структуры, механизмов, факторов эффективности социального взаимодействия. Реализован комплекс научно-организационных мер. В частности, создана и успешно функционирует под руководством академика РАЕН Ф.И. Шаркова Международная академия коммуникологии, которая регулярно проводит Международные конференции по данной проблематике выпускает сборники трудов, учебники и учебные пособия из цикла «Коммуникология», включенного в качестве базового компонента в стандарты ряда направлений подготовки. Широко известны в стране и за рубежом два высокорейтинговых журнала: «Коммуникология» и «Коммуникология: электронный научный журнал». В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии, используемые средствами массовой информации, изложенные в монографии известных профессоров Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина . Рассматриваются особенности функционирования печатных и электронных массмедиа в современном мире. Особое внимание уделено развитию теории информации (преимущественно - массовой информации) и практике журналистской деятельности. Авторы вступают в продуктивную дискуссию по развитию теорий коммуникологии и толкованию термина «коммуникология» в Гавайском университете, а также с авторами Института Коммуникологии Норвегии, которые считают возможным описать набором переменных различные коммуникации и даже всю человеческую деятельность.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 

41-50 149
Аннотация

В статье разносторонне рассмотрено понятие сообщения. Раскрыты особенности невербальных сообщений. Освещается актуальность визуальных образов в контексте современной информационной культуры. Научная новизна заключается в формировании термина «арт-коммуникация». Углубленно рассмотрено понятие арт-сообщения, в частности в визуальной коммуникации. Выявлены различия между визуальным сообщением и визуальным арт-сообщением. Продемонстрировано значение арт-коммуникации в контексте современных аспектов развития коммуникации. Отдельное внимание уделено рассмотрению аспектов человеческого восприятия, и каким образом оно сказывается на истолковании визуальных сообщений

51-65 154
Аннотация

В статье рассматриваются, на примере рекламной и PR-деятельности межрайонной библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова, особенности разработки интегрированных маркетинговых коммуникаций с целью формирования паблицитного капитала и привлечения молодежной аудитории. Для этого был проведен анализ молодежной аудитории с целью выявления существующего имиджа библиотеки, описаны ресурсы и тактики коммуникации, которые формируют новые имиджевые характеристики библиотеки. Даны рекомендации по разработке и проведению имиджевых мероприятий.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

67-82 112
Аннотация

В статье выдвигаются авторские гипотезы о жанровой природе современного публицистического текста, который в реалиях времени воплощается в медиаформате, соответствуя коммуникативным условиям «новых медиа». Формы функционирования современного публицистического дискурса предполагают актуальные коммуникативные изменения восприятия социальными слоями и группами журналистской публицистики, что влечёт за собой изменения в подходах к определению жанровой природы текста в теоретической журналистике. Подробно рассматривается история трансформации жанровой классификации медиадискурса и анализируются три типа журналистского дискурса: новостной, аналитический и публицистический, предлагается обобщённая характеристика их социально-коммуникативного воздействия. Пристальное внимание уделяется коммуникативным особенностям художественно-публицистического текста, проводится сравнительный анализ публицистического и художественного текстов; этот вопрос остаётся открытым как в теории литературы, так и в теории журналистики. Здесь предлагается разрешить научный спор посредством анализа влияния тех или иных текстов на коммуникативные процессы социума, делается вывод об антропологической общности литературы и публицистики, выводятся аспекты разности коммуникативного влияния.

83-96 103
Аннотация

В статье изучается генезис коммуникологии в условиях развития антропотехносферы и цифровых технологий. Автор раскрывает наиболее значимые перспективы дальнейшего усложнения структуры коммуникологии, расширения ее исследовательских возможностей в рамках изучения социо-гуманитарной проекции конвергентных технологий

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 

98-108 100
Аннотация

Отличительной чертой современной медиасреды является ее фрагментация. Работа вносит вклад в современную дискуссию о том, происходит ли нарастающее «рассыпание» аудитории по возрастающему числу мелких медиаканалов или в нынешних условиях продолжают действовать закономерности структурирования медиапотребления, которые были присущими медиапространству в «дцифровую» эпоху? Теоретико-прикладным основанием работы является концепция двойных потерь (double-jeopardy) на медийном рынке. Утверждается, что феномен массовости (медийной популярности) коренится в природе информационного поведения индивидов. Применительно к российской ситуации было выявлено, что для телеканалов с большими показателями охвата свойственной оказывается большая лояльность аудитории. Каналы с малым проникновением (охватом) проигрывают большим игрокам также и в плане величины лояльности их зрителей. Делается вывод, что в рамках конкурентной борьбы на медийном рынке за аудиторию стратегия обеспечения массового охвата является более предпочтительной.

109-121 142
Аннотация

Признание на законодательном уровне необходимости проведения всесторонних исследований информационного пространства современных детей в целях обеспечения их безопасности актуализирует задачу анализа новых рисков и угроз, разработку интегративных межотраслевых подходов, попытка которой осуществлена авторами статьи. В статье представлена новая концепция информационного шума как рискогенного фактора информационного пространства ребёнка. В условиях воздействия цифровой культуры на все аспекты социальной жизни рассматриваются основные подходы к решению проблемы информационного загрязнения, а также связанные с информатизацией и медиатизацией жизни концепции, предлагаемые пути адаптации детей к новому пространству взросления, начиная от психогигиенических подходов до государственно-правового регулирования. Подробно рассматривается соотношение феномена информационного шума с уже устоявшими научными категориями и терминами, указываются отличительные признаки информационного шума как фактора пространства развития ребёнка, его психического и социального благополучия. Авторы основываются на существовании корреляции между уровнем информационного шума, понимаемом в тесной связи с явлением гиперстимуляции психических ресурсов детей, и возникновением информационного стресса (накоплением стресса). На основе анализа имеющихся подходов к пониманию информационного шума и уже устоявшихся в науке, а также используемых в нормативных актах терминов, авторы формулируют собственное определение информационного шума. Среди целей разработки представленной вниманию концепции авторы определяют установление закономерностей формирования условий, тенденций и траекторий адаптационных стратегий информационного поведения ребёнка, путей выработки резистентности к влиянию информационного шума, выявление зависимости социального портрета ребёнка и степени риска.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 

123-138 160
Аннотация

В статье рассматриваются коммуникологические аспекты работы PR-служб в органах государственной власти. Авторами предложена система критериев и показателей эффективности деятельности современных PR-служб в органах государственной власти, проведена их теоретико-методологическая апробация в деятельности Департамента информационной политики Свердловской области, реализовано эмпирическое исследование PR-деятельности Департамента информационной политики Свердловской области такими методами, как анализ документов, информационных материалов, сайта, публикаций в средствах массовой информации, проведено интервью с сотрудниками PR-службы, выявлены основные проблемы. Сформулированные в процессе исследования выводы могут быть положены в основу организации PR-службы в органе государственной власти или совершенствования его деятельности. Кроме того, результаты исследования могут представлять ценную информацию для дальнейшей научной разработки вопросов организации связей с общественностью в органах государственной власти в различных регионах Российской Федерации

139-152 237
Аннотация

Данная научная статья посвящена изучению феномена fake news как нового способа введения в заблуждение аудитории. Автор рассматривает значение и происхождение термина «fake news», его семантический аналог («информационная мистификация»), анализирует существующие научные подходы к изучению данного явления, иллюстрируя свои выводы приводимыми в публицистике, учебной и научной литературе примерами данного явления в средствах массовой информации, социальных сетях и на интернет-ресурсах, а также графической аналитической информацией - результатами своих исследований, проведенных в ходе учебных и практических занятий с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия». Научная новизна исследования состоит в том, что феномен fake news в настоящее время еще мало изучен и достаточно скромно описан в научной литературе, поэтому автором статьи предприняты попытки провести анализ теоретических, этимологических и практических аспектов данного явления, а также дать свой прогноз дальнейшему развитию этого феномена, предложить необходимые способы выявления информационных мистификаций и предотвращения последствий от fake news. Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном подходе автора к рассматриваемому объекту, который позволяет выявить существующие пробелы в теоретико-методологическом аспекте его изучения.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ 

154-164 145
Аннотация

В статье проиллюстрированы базовые решения для создания надёжной защиты массового сознания граждан РФ от негативных манипуляторских воздействий. Дан анализ действий и контрдействий современных средств психологического оружия и способы его нейтрализации. Этот защитный комплекс, состоящий из определённых методик и технологий, описан в данной работе, как особый вид противостояния в информационном пространстве агрессивным влияниям, разрушающим и подчиняющим коллективный разум. Сам метод защиты сознания отдельного человека и больших групп людей опирается на технологическом и научно выверенном влиянии на гармоничное развитие подрастающего поколении и студенческой молодежи

165-175 85
Аннотация

Статья посвящена анализу общественно-политического и социального феномена, доминировавшего в жизни российского социума в предреволюционный период и годы Гражданской войны 1917-1922 гг., известного в экспертных кругах как « русская улица». Это явление отмечается значительной динамикой стихийных протестных настроений, сопровождающихся морально-психологическими тяготами, голодом, болезнями, «ужасами жизни» затянувшейся войны, неспособностью царского, а затем Временного правительств переломить ситуацию, порождающую у россиян чувство безысходности, озлобленности и обреченности. При этом «улица» служила специфической средой общественной коммуникации, средоточием демократии определенного типа, где всякий мог принять участие в политической жизни, потребовать признания и ощутить ход истории. Рабочие с окраин крупных городов, шедшие в их центры таким образом объявляли улицы «своими», а акты против хорошо одетых людей служили выражением «самоутверждения и публичной власти». По мере нарастания экономического кризиса, росло число краж, грабежей и убийств в столице и крупных городах. В послеоктябрьский период распространились самосуды, «винные погромы», городские улицы в еще большей степени стали « царством» беженцев и бездомных, включая нищих, преступников, малолетних беспризорников. Начавшийся процесс деурбанизации, как свидетельство отчаянного положения горожан, их отток в деревни, подрывал социальную базу рабочего класса, свертывал его политическую активность, протесты такого рода все чаще выливались на улицы, в них преобладали выражения недовольства, разочарования и даже сопротивления. Призывы не забывать об историческом значении пролетарской революции и светлом будущем, солидарности и терпении не действовали на рабочих. Забастовки на заводах и фабриках периодически продолжались на протяжении всей Гражданской войны. Западные специалисты не склонны романтизировать эти протесты, полагая, что тем самым развенчивался миф о разумном и дисциплинированном пролетариате, а большевистская власть все больше начинала править от его имени. Более того, рабочий класс в лице его авангарда РКП(б) превратился в правящую партию, участвовал в создании государственного аппарата всех уровней, что дало ему право решать возникающие острые проблемы с опорой на насильственные методы, вовремя сменяя политические приемы по мере нарастания недовольства. Проф. Пол Аврич назвал поразительным подвигом большевиков их успех в сдерживании порыва рабочих масс к хаотической утопии



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)