Социально-антропологические особенности публицистического дискурса в контексте медийных коммуникаций
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-67-82.
Аннотация
В статье выдвигаются авторские гипотезы о жанровой природе современного публицистического текста, который в реалиях времени воплощается в медиаформате, соответствуя коммуникативным условиям «новых медиа». Формы функционирования современного публицистического дискурса предполагают актуальные коммуникативные изменения восприятия социальными слоями и группами журналистской публицистики, что влечёт за собой изменения в подходах к определению жанровой природы текста в теоретической журналистике. Подробно рассматривается история трансформации жанровой классификации медиадискурса и анализируются три типа журналистского дискурса: новостной, аналитический и публицистический, предлагается обобщённая характеристика их социально-коммуникативного воздействия. Пристальное внимание уделяется коммуникативным особенностям художественно-публицистического текста, проводится сравнительный анализ публицистического и художественного текстов; этот вопрос остаётся открытым как в теории литературы, так и в теории журналистики. Здесь предлагается разрешить научный спор посредством анализа влияния тех или иных текстов на коммуникативные процессы социума, делается вывод об антропологической общности литературы и публицистики, выводятся аспекты разности коммуникативного влияния.
Об авторе
А. Д. ХасавовРоссия
Список литературы
1. Антонова В.И. (2006). Трансформация типологической и жанровой систем в современной журналистике: автореф. дис.. д-ра филол. наук. Саранск. Аристотель (изд. 2017). Политика / пер. с древнегреч. С.А. Жебелева. М.: АСТ.
2. Бахтин М.М. (2000). Проблема автора // Автор и герой: К философским основам гумани- тарных наук. СПб.
3. Борев Г. (2003). Словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 2. Москва.
4. Булыко А.Н. (2005). Толковый словарь русского языка. Минск.
5. Варзапова В.Ю. (2017). К вопросу о функционально-жанровой классификации медиатекстов в современной прессе // Сб. научных трудов «Язык как структура и социальная практика». ТОГУ, Хабаровск.
6. Виноградов В.В. (1963). Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. М.: Изд-во: А.Н. СССР.
7. Глазкова М.Ю. (2010). Экспрессивный синтаксис в газетной публицистике (на материале русскоязычных и англоязычных аналитических общественно-политических статей): дис.. канд. филол. наук / М.Ю. Глазкова. Ростов н/Д.
8. Добросклонская Т.Г. (2005). Вопросы изучения медиатекстов. Опыт исследования современной английской медиаречи / Т.Г. Добросклонская. М.: Едиториал УРСС.
9. Иванников С.А. (1998). Словарь русского языка. СПб.
10. Измаилян Д.Б. (2012). Языковая реализация идеологического компонента в новостных текстах СМИ (на примере британской качественной прессы): автореф. дис.. канд. филол. наук / Д.Б. Измаилян. Москва.
11. Инджиев А.А. (2007). Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов. Ростов н/Д.
12. Кайда Л.Г. (1989). Эффективность публицистического текста / Л.Г. Кайда. Москва.
13. Кардумян М.С. (2011). Языковая специфика аналитической разновидности дискурса масс- медиа (на материале статей на русском и английском языках): дис.. канд. филол. наук / М.С. Кардумян. Ставрополь.
14. Клушина Н.И. (2003). Общие особенности публицистического стиля / Н.И. Клушина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ.
15. Кройчик Л.Е. (2005). Публицистический текст как жанр и как дискурс // Акценты. Новое в массовой коммуникации. № 3-4.
16. Липовецкий М.Н. (2000). Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екате- ринбург.
17. Милевич И.Г. (2004). Сопоставительный когнитивно-дискурсивный анализ языка современной публицистики: коммуникативные стратегии // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета: труды и материалы / под общ. ред. К.Р. Галиуллина. Казань.
18. Ожегов С.И. (1981). Словарь русского языка. Москва. Прохоров А.М. (1999). Большая Российская энциклопедия. Москва.
19. Прохоров Е.П. (2000). Введение в теорию журналистики. Москва.
20. Скуленко М.И. (1986). Убеждающее воздействие публицистики. Киев.
21. Смотрова И.В. (2005). Функционирование публицистического текста в современной англоязычной прессе: на материале качественных газет Англии и США 1990-х - 2000-х гг.: дис.. канд. филол. наук / И.В. Смотрова. Воронеж.
22. Солганик, Г.Я. (2007). Язык современной публицистики: сборник статей / Г.Я. Солганик. М.: Флинта.
23. Тепляшина А.Н. (2004). Сатирические жанры публицистики. СПб.
24. Тертычный А.А. (2002). Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный. М.: Аспект-Пресс.
25. Тураев С.В., Тимофеев Л.В. (1974). Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва.
26. Ученова В.В. (1985). Беседы о журналистике. Москва. Ушаков Д.Н. (2005). Словарь современного русского языка. Москва.
27. Черепахов М.С. (1973). Проблемы теории публицистики. Москва. Юрков А.А. (2003). Этика журналистского творчества. СПб.
Рецензия
Для цитирования:
Хасавов А.Д. Социально-антропологические особенности публицистического дискурса в контексте медийных коммуникаций. Коммуникология. 2019;7(2):67-82. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-67-82.
For citation:
Hasanov A.D. Socio-Anthropological Features of Journalistic Discourse in the Context of Media Communication. Communicology. 2019;7(2):67-82. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-67-82.