Значение и происхождение термина «Fake news»
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-139-152
Аннотация
Данная научная статья посвящена изучению феномена fake news как нового способа введения в заблуждение аудитории. Автор рассматривает значение и происхождение термина «fake news», его семантический аналог («информационная мистификация»), анализирует существующие научные подходы к изучению данного явления, иллюстрируя свои выводы приводимыми в публицистике, учебной и научной литературе примерами данного явления в средствах массовой информации, социальных сетях и на интернет-ресурсах, а также графической аналитической информацией - результатами своих исследований, проведенных в ходе учебных и практических занятий с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия». Научная новизна исследования состоит в том, что феномен fake news в настоящее время еще мало изучен и достаточно скромно описан в научной литературе, поэтому автором статьи предприняты попытки провести анализ теоретических, этимологических и практических аспектов данного явления, а также дать свой прогноз дальнейшему развитию этого феномена, предложить необходимые способы выявления информационных мистификаций и предотвращения последствий от fake news. Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном подходе автора к рассматриваемому объекту, который позволяет выявить существующие пробелы в теоретико-методологическом аспекте его изучения.
Об авторе
О. Е. ГоловацкаяРоссия
Список литературы
1. Головацкая О.Е. (2018). Фейк как инструмент массовой дезинформации и одна из угроз информационного пространства // Государственное управление и развитие России: вызовы и возможности. Сборник статей международной конференц-сессии. Том 3 /под общ. ред. Г.Ю. Ивлевой. М.: Издательский дом «Научная библиотека». C. 810-817.
2. Даль В. (1979). Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль, Т. 2 И-О. М.: Рус. яз.
3. Ильченко С.Н. (2015). Фейк как политический формат в современной медиа-среде // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. № 3 (43). C.98-100.
4. Кузнецов С.А. (2000). Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. СПб.: Норинт, 1536 с.
5. Литературная энциклопедия: В 11 т. (1934). Т. 7. М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.».
6. Лебедева И.В. (2013). Фейк как социокультурное явление современного общества // Гуманитарные исследования. №. 2. С. 157-165.
7. Назаретян А. П. (2001). Психология стихийного массового поведения. Лекции: ПЕР СЭ / А. П. Назаретян Москва.
8. Павленков Ф.Ф. (1907). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка составлен по Энциклопедическому Словарю Ф. Павленкова с соответствующими сокращениями в объяснении слов и добавлениями в их числе. 2-е издание. С.-Петербург. Типография Ю. Н. Эрлих.
9. Первухин А.А. (2012). Теоретические аспекты понятия «медиамистификация» // Вестник Челябинского государственного университета. № 32 (286). Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С.82-85.
10. Петрс А.Л. (2016). Своеобразие жанра литературной мистификации (на материале «Велесовой книги»): магистерская диссертация по направлению подготовки: 45.04.01 Филология. Барнаул.
11. Сорокин Ю.С. (ред.) (2001). (Словарь русского языка XVIII века. АН СССР. Ин-т рус. яз. Ленингр. отд-ние, 1984-1991. Вып. 12. (Льстец - Молвотворство). Л.: Наука. СПб.: Наука.
12. Чудинов А.Н. (ред.) (1894). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка СПб.: Издание книгопродавца В. И. Губинского, Типография С.Н. Худекова.
13. Шагалова Е.Н. (2017). Словарь новейших иностранных слов / ЕН. Шагалова. Москва : АСТ-ПРЕСС.
14. Allcott H., Gentzkow M. (2017). Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. Vol. 31. №. 2. P. 211-236.
15. Baym G. (2010). From Cronkite to Colbert: The evolution of broadcast news. Boulder, CO: Paradigm Publishers.
16. Borden S.L., Tew C. (2007). The role of journalist and the performance of journalism: Ethical lessons from «fake» news (seriously) // Journal of Mass Media Ethics. Vol. 22. №. 4. P. 300-314.
17. Conroy N. J., Rubin V. L., Chen Y. (2015). Automatic deception detection: Methods for finding fake news //Proceedings of the Association for Information Science and Technology. Vol.52 №. 1. P. 1-4.
18. Kucharski A. (2016). Post-truth: Study epidemiology of fake news // Nature. Vol. 540. №. 7634.
19. Newman N. (2017). et al. Reuters institute digital news report.
20. Silverman C., Singer-Vine J. (2016). Most Americans who see fake news believe it, new survey says // BuzzFeed News.
21. Tandoc Jr E.C., Lim Z.W., Ling R. (2018). Defining «fake news». A typology of scholarly definitions // Digital Journalism. Vol. 6. №. 2. Р. 137-153
Рецензия
Для цитирования:
Головацкая О.Е. Значение и происхождение термина «Fake news». Коммуникология. 2019;7(2):139-152. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-139-152
For citation:
Golovatskaya O.E. The Meaning and the Origin of “Fake news” Concept. Communicology. 2019;7(2):139-152. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-139-152