Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Информационный шум в пространстве развития ребёнка: концептуальное обоснование

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121

Полный текст:

Аннотация

Признание на законодательном уровне необходимости проведения всесторонних исследований информационного пространства современных детей в целях обеспечения их безопасности актуализирует задачу анализа новых рисков и угроз, разработку интегративных межотраслевых подходов, попытка которой осуществлена авторами статьи. В статье представлена новая концепция информационного шума как рискогенного фактора информационного пространства ребёнка. В условиях воздействия цифровой культуры на все аспекты социальной жизни рассматриваются основные подходы к решению проблемы информационного загрязнения, а также связанные с информатизацией и медиатизацией жизни концепции, предлагаемые пути адаптации детей к новому пространству взросления, начиная от психогигиенических подходов до государственно-правового регулирования. Подробно рассматривается соотношение феномена информационного шума с уже устоявшими научными категориями и терминами, указываются отличительные признаки информационного шума как фактора пространства развития ребёнка, его психического и социального благополучия. Авторы основываются на существовании корреляции между уровнем информационного шума, понимаемом в тесной связи с явлением гиперстимуляции психических ресурсов детей, и возникновением информационного стресса (накоплением стресса). На основе анализа имеющихся подходов к пониманию информационного шума и уже устоявшихся в науке, а также используемых в нормативных актах терминов, авторы формулируют собственное определение информационного шума. Среди целей разработки представленной вниманию концепции авторы определяют установление закономерностей формирования условий, тенденций и траекторий адаптационных стратегий информационного поведения ребёнка, путей выработки резистентности к влиянию информационного шума, выявление зависимости социального портрета ребёнка и степени риска.

Об авторах

А. К. Полянина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университета им. Н.И. Лобачевского
Россия


Ю. В. Андреева
Казанский Федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. (2014). Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста// Практическая медицина. № 9 (85). С. 108-112.

2. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. (2016). Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. № 95 (2). С. 172-177.

3. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. (2014). Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций // Гигиена и санитария. С. 5-9.

4. Галкин В.П. (2005). Некоторые аспекты существования естественных информационных систем в условиях информационного шума // Проблемы научного и вненаучного познания. №5. С. 59-67.

5. Денисов Э.И. (2019). Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы // Гигиена и санитария. № 98 (1). С. 5-10.

6. Еляков А.Д. (2005). Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. № 5. С. 114-121.

7. Киселев А.Г. (2011). Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста: учебник для вузов (2011) / А.Г.Киселев. СПб.: Питер.

8. Кобрин Н.В. (2014). Понятие медиашума в коммуникативно-социальном аспекте//Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7 (37). С. 86-88

9. Кузнецова А.В. (2012). Проблемы информации и энтропии в медиатексте: автореф. дис. канд. филол. наук. Ростов н/Д.

10. Миронов Д. Ф. (2015) Информационный шум и образовательный процесс // Вестн. Санкт- Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. № 4. С. 24-30.

11. Мясоедов С. П. (2005). Кросскультурный шок и типичные ошибки общения // Управление персоналом. № 3. С. 55-59.

12. Полудина В.П. (2011). Информационный шум в Интернете ка проблема потребления коммуникации// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XIV. № 5 (58). С. 386-394.

13. Полянина А.К. (2015) Понятие информационной продукции как ключевой категории системы правового обеспечения информационной безопасности детей//Lex Russica. Т. 108. №11. С. 75-82.

14. Смирнов Ф.П. (2007) Информационное здоровье общества как объект государственной политики: дис.канд.соц.наук. Санкт-Петербург.

15. Урсул А. Д. (2009). Информационный шум. М.: Академический Проект.

16. Явдолюк Н.В. (2011) Информационный шум // Советник. № 6. С. 1.

17. Gordon P. (2018). Information overload in the information age: a review of the literature from business administration, business psychology, and related disciplines with a bibliometric approach and framework development. Business Research.

18. Kaku M. (2014). The Future of the Mind: The Scientific Quest to Understand, Enhance, and Empower the Mind.

19. Klingberg Torkel. (2010). Overflowing Brain: Information Overload and the Limits of Working Memory.

20. Livingstone S. (2008). On the mediation of everything // Journal of communication. 59 (1). P. 1-18.

21. Postman N. (1993). Technopoly: the Surrender of Culture to Technology. New York: Vintage Books.

22. Shannon C. (1948). A Mathematical Theory of Communication. Simmel G. (1903). Die Großstädte und das Geistesleben.

23. Weber M. (1925). Wirtschaft und Gesellschaft.


Рецензия

Для цитирования:


Полянина А.К., Андреева Ю.В. Информационный шум в пространстве развития ребёнка: концептуальное обоснование. Коммуникология. 2019;7(2):109-121. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121

For citation:


Polyanina A.K., Andreeva Y.V. Information Noise in Infant Development: conceptual approach. Communicology. 2019;7(2):109-121. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)