Информационный шум в пространстве развития ребёнка: концептуальное обоснование
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121
Аннотация
Признание на законодательном уровне необходимости проведения всесторонних исследований информационного пространства современных детей в целях обеспечения их безопасности актуализирует задачу анализа новых рисков и угроз, разработку интегративных межотраслевых подходов, попытка которой осуществлена авторами статьи. В статье представлена новая концепция информационного шума как рискогенного фактора информационного пространства ребёнка. В условиях воздействия цифровой культуры на все аспекты социальной жизни рассматриваются основные подходы к решению проблемы информационного загрязнения, а также связанные с информатизацией и медиатизацией жизни концепции, предлагаемые пути адаптации детей к новому пространству взросления, начиная от психогигиенических подходов до государственно-правового регулирования. Подробно рассматривается соотношение феномена информационного шума с уже устоявшими научными категориями и терминами, указываются отличительные признаки информационного шума как фактора пространства развития ребёнка, его психического и социального благополучия. Авторы основываются на существовании корреляции между уровнем информационного шума, понимаемом в тесной связи с явлением гиперстимуляции психических ресурсов детей, и возникновением информационного стресса (накоплением стресса). На основе анализа имеющихся подходов к пониманию информационного шума и уже устоявшихся в науке, а также используемых в нормативных актах терминов, авторы формулируют собственное определение информационного шума. Среди целей разработки представленной вниманию концепции авторы определяют установление закономерностей формирования условий, тенденций и траекторий адаптационных стратегий информационного поведения ребёнка, путей выработки резистентности к влиянию информационного шума, выявление зависимости социального портрета ребёнка и степени риска.
Об авторах
А. К. ПолянинаРоссия
Ю. В. Андреева
Россия
Список литературы
1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. (2014). Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста// Практическая медицина. № 9 (85). С. 108-112.
2. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. (2016). Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. № 95 (2). С. 172-177.
3. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. (2014). Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций // Гигиена и санитария. С. 5-9.
4. Галкин В.П. (2005). Некоторые аспекты существования естественных информационных систем в условиях информационного шума // Проблемы научного и вненаучного познания. №5. С. 59-67.
5. Денисов Э.И. (2019). Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы // Гигиена и санитария. № 98 (1). С. 5-10.
6. Еляков А.Д. (2005). Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. № 5. С. 114-121.
7. Киселев А.Г. (2011). Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста: учебник для вузов (2011) / А.Г.Киселев. СПб.: Питер.
8. Кобрин Н.В. (2014). Понятие медиашума в коммуникативно-социальном аспекте//Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7 (37). С. 86-88
9. Кузнецова А.В. (2012). Проблемы информации и энтропии в медиатексте: автореф. дис. канд. филол. наук. Ростов н/Д.
10. Миронов Д. Ф. (2015) Информационный шум и образовательный процесс // Вестн. Санкт- Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. № 4. С. 24-30.
11. Мясоедов С. П. (2005). Кросскультурный шок и типичные ошибки общения // Управление персоналом. № 3. С. 55-59.
12. Полудина В.П. (2011). Информационный шум в Интернете ка проблема потребления коммуникации// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XIV. № 5 (58). С. 386-394.
13. Полянина А.К. (2015) Понятие информационной продукции как ключевой категории системы правового обеспечения информационной безопасности детей//Lex Russica. Т. 108. №11. С. 75-82.
14. Смирнов Ф.П. (2007) Информационное здоровье общества как объект государственной политики: дис.канд.соц.наук. Санкт-Петербург.
15. Урсул А. Д. (2009). Информационный шум. М.: Академический Проект.
16. Явдолюк Н.В. (2011) Информационный шум // Советник. № 6. С. 1.
17. Gordon P. (2018). Information overload in the information age: a review of the literature from business administration, business psychology, and related disciplines with a bibliometric approach and framework development. Business Research.
18. Kaku M. (2014). The Future of the Mind: The Scientific Quest to Understand, Enhance, and Empower the Mind.
19. Klingberg Torkel. (2010). Overflowing Brain: Information Overload and the Limits of Working Memory.
20. Livingstone S. (2008). On the mediation of everything // Journal of communication. 59 (1). P. 1-18.
21. Postman N. (1993). Technopoly: the Surrender of Culture to Technology. New York: Vintage Books.
22. Shannon C. (1948). A Mathematical Theory of Communication. Simmel G. (1903). Die Großstädte und das Geistesleben.
23. Weber M. (1925). Wirtschaft und Gesellschaft.
Рецензия
Для цитирования:
Полянина А.К., Андреева Ю.В. Информационный шум в пространстве развития ребёнка: концептуальное обоснование. Коммуникология. 2019;7(2):109-121. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121
For citation:
Polyanina A.K., Andreeva Y.V. Information Noise in Infant Development: conceptual approach. Communicology. 2019;7(2):109-121. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121