Социокультурные факторы, влияющие на развитие межкультурных коммуникативных компетенций в рамках системы управления и подготовки кадров для работы за рубежом (на примере иностранных служащих в России и Франции)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-1-47-67
Аннотация
Процесс глобализации и трансформация индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях (информационное общество), открыли новые возможности для развития международных отношений в социальной, промышленной, культурной и торговой сферах, а также привели к усилению миграционных профессиональных потоков и необходимости освоения новых навыков межкультурного общения и внедрения новых управленческих методов. Выполнение и постановка управленческих задач в международном контексте зависит от социокультурных факторов, то есть конкретных обстоятельств, в которых принимаются решения.
Авторами представлен перечень социокультурных факторов, влияющих на развитие профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Эти факторы были выявлены в следствии анализа ответов участников социологического исследования «Профессиональный межкультурный диалог Россия-Франция» (метод полуструктурированных интервью и кризисных эпизодов). В статье поставлен вопрос об эффективности различных способов межкультурного образования, а также отношения сотрудников к ключевым проблемам межкультурных взаимоотношений.
В работе представлена модель универсальных межкультурных коммуникативных компетенций, построенная в соответствии с выявленными факторами и тем, каким образом эти факторы соотносятся с решением управленческих проблем подбора и подготовки сотрудников в рамках профессиональной деятельности за рубежом.
Об авторах
Д. В. ЦукановаРоссия
Дарья Владимировна Цуканова, аспирант РУДН, PhD Университета Бордо Монтень (Франция)
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
С. А. Шаронова
Россия
Светлана Алексеевна Шаронова, доктор социологических наук
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Bardin L. (2003). L'Analyse de contenu. Paris, P.U.F.
2. Barmeyer C. (2004). Peut-t-on mesurer les competences interculturelles? Une étude comparée des styles d’apprentissage France, Allemagne, Québec. Simard, Gilles, Lévesque, Ginette (Hg.): La GRH mesurée. Actes de XVme congrès AGRH. Montréal. P. 1435-1462.
3. Beaud S., Weber F. (1997). Guide de l’enquête de terrain. Paris: La Découverte.
4. Bennet М. (1998). Basic concepts of intercultural communication. Selected Readings. Yarmouth.
5. Blanchet A., Gotman A. (1992). L'Enquête et ses méthodes. L’entretien, Paris: Nathan.
6. Bourdieu P., Passeron J.-C., Chamboredon J.-C. (1968). Le Métier de sociologue. Paris: Mouton.
7. Cho J., Trent A. (2006). Validity in qualitative research revisited. Qualitative Research, 6 (3): 319-340.
8. Crescentini A., Mainardi Crohas G. (2009). Qualitative research articles: guidelines, suggestions and needs. Journal of Workplace Learning, 21(5), 431-439.
9. Denzin N.K., Lincoln Y.S. (1998). Strategies of Qualitative Inquiry. Thousand Oaks: Sage.
10. Erzberger C., Kelle U. (2003). Making inferences in mixed methods: the rules of integration. Handbook of Mixed Methods in Social Behavioral Research, ed. A. Tashakkori, C. Teddlie. P. 457-488. Thousand Oaks, London, New Dehli: Sage Publications.
11. Flanagan J.C. (1954). The critical incident technique ». Psychological Bulletin, 51. P. 327-358.
12. Geertz C. (2000). The interpretation of cultures. New York: Basic Books.
13. Goleman D. (1996). Emotional Intelligence. Why it can matter more than IQ. New York: Bantam Books.
14. Greenwood D., Levin M. (1998). Introduction to Action Research. London: Sage.
15. Miles M.B., Huberman A.M. (2003). Analyse des données qualitatives (2-ème éd.). Bruxelles: De Boeck.
16. Sibelet N., Mutel M., Arragon P., Luye M., Pollet S. (2011). L’entretien semi-directif en sciences humaines. Formation à distance disponible en ligne sur: https://enquetes-cirad.iamm.fr/ [archive].
17. Pedersen P. (1995). The Five Stages of Culture Shock: Critical Incidents around the World, ABCCLIO. P. 175-180.
18. Piaget J. (1977). Recherches sur l’abstraction réfléchissante, tome 1: L’abstraction des logicoarithmétiques. Paris: Presses Univesitaires de France.
19. Quivy R., Van Campenhoudt L. (1988). Manuel de recherche en sciences sociales. Paris: Dunod.
20. Reason P. (2006). Choice and quality in action-research practice. Journal of Management Inquiry, 15(2): 187-203.
21. Romelaer P. (2005). L’entretien de recherche. Dans Roussel P. & Wacheux F. (eds.) Management des ressources humaines: méthodes de recherche en sciences humaines et sociales. Bruxelles: De Boeck.
22. Silverman D. (2004). Qualitative Research: theory, method and practice. 2nd ed. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage.
23. Silverman D. (2006). Interpreting Qualitative Data: Methods for Analysing Talk, Text and Interaction. 2nd ed. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage.
24. Silverman D. (2009). Doing qualitative research. 3d ed. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage.
25. Teddlie C., Tashakkori A. (2009). Foundations of mixed methods research: integrating quantitative and qualitative approaches in the social and behavioral sciences. Thousand Oaks: Sage.
26. Кошарная Г.Б. (2016). Триангуляция как способ обеспечения валидности результатов эмпирического исследования / Г.Б. Кошарная, В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 2 (38). С. 117-122.
Рецензия
Для цитирования:
Цуканова Д.В., Шаронова С.А. Социокультурные факторы, влияющие на развитие межкультурных коммуникативных компетенций в рамках системы управления и подготовки кадров для работы за рубежом (на примере иностранных служащих в России и Франции). Коммуникология. 2018;6(1):47-67. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-1-47-67
For citation:
Tsukanova D.V., Sharonova S.A. Sociocultural Factors of Influence over the Development of Intercultural Communicative Competencies within the Management and Training of Personnel for Cross Boarder Employment (on the example of foreign employees in Russia and France). Communicology. 2018;6(1):47-67. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-1-47-67