Трансформация политических процессов 
В статье рассматривается взаимодействие СМИ и государственных органов власти. Анализируется внедрение информационно-коммуникационных технологий как фактор дальнейшего развития информационных процессов и более эффективного развития государственных политико-правовых институтов. Рассмотрены возможные варианты повышения эффективности информационного обеспечения государственной политики. Показано, что информационное обеспечение государственной политики с доступом граждан к открытым государственным ресурсам является одним из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Отмечается, что важным условием обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в современной России является проведение последовательной и сбалансированной государственной политики в информационной сфере, основой реализации которой должна являться соответствующая новым вызовам и угрозам нормативно-правовая база.
В научной статье рассмотрена роль информационной войны в современной политической практике и ее возможностей воздействия на ход политического конфликта. В ходе изучения проблематики сущности информационных войн в рамках политического конфликта автором были проанализированы одни из самых авторитетных в научном сообществе концепций отечественных и зарубежных теоретиков, среди которых большой вклад в исследование данной проблематики внесли И.Н. Панарин, А.В. Манойло, С.П. Расторгуев, С. Манн, Ф. Хоффман. Изучены подходы к понятию информационной войны в рамках научной дискуссии об уровне самостоятельности этого явления как отдельного вида войны. Информационная война рассматривается как инструмент «мягкой силы» для воздействия региональными политическими субъектами на иные суверенные государства с целью осуществления внешнеполитических задач. Исследованы компоненты информационной войны, в том числе современные технологии воздействия в киберпространстве, хакерские атаки на компьютерные системы, пропаганда.
Культура общения и коммуникативная культура 
Процесс глобализации и трансформация индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях (информационное общество), открыли новые возможности для развития международных отношений в социальной, промышленной, культурной и торговой сферах, а также привели к усилению миграционных профессиональных потоков и необходимости освоения новых навыков межкультурного общения и внедрения новых управленческих методов. Выполнение и постановка управленческих задач в международном контексте зависит от социокультурных факторов, то есть конкретных обстоятельств, в которых принимаются решения.
Авторами представлен перечень социокультурных факторов, влияющих на развитие профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Эти факторы были выявлены в следствии анализа ответов участников социологического исследования «Профессиональный межкультурный диалог Россия-Франция» (метод полуструктурированных интервью и кризисных эпизодов). В статье поставлен вопрос об эффективности различных способов межкультурного образования, а также отношения сотрудников к ключевым проблемам межкультурных взаимоотношений.
В работе представлена модель универсальных межкультурных коммуникативных компетенций, построенная в соответствии с выявленными факторами и тем, каким образом эти факторы соотносятся с решением управленческих проблем подбора и подготовки сотрудников в рамках профессиональной деятельности за рубежом.
Конец ХХ века ознаменовался окончанием «холодной войны», однако геополитическое соперничество Запада и России не прекратилось. Укрепляясь как независимое, сильное государство, Россия всё более активно выступает военно-политическим конкурентом гегемонии США, вынуждая Штаты и их сателлитов продолжать вести с Россией геополитическую борьбу за первенство в мире. Особое место в этой борьбе отведено молодёжи, которая является одним из наиболее уязвимых объектов воздействия средств идеологического, информационно-психологического и культурного противоборства.
Деструктивно воздействуя на молодое поколение граждан России, западные пропагандисты стремятся разложить российскую нацию изнутри. Анализ технологий и специфики процессов этого воздействия позволяет обосновано говорить о ведении против нашей страны необъявленной «духовной войны», целями которой являются дестабилизация социально-политической обстановки в России и подрыв её конституционного строя.
Цели этой войны достигаются за счёт реализации основных направлений деструктивной антироссийской деятельности: подрыва доверия к национальной ментально-духовной идеологической основе российского народа посредством применения средств идеологической борьбы; пропаганды асоциальных, антироссийских и прозападных настроений через средства информационно-психологического воздействия; активную реализацию культурной экспансии всего западного, т.н. «вестернизацию».
Следствием реализации указанных направлений деятельности являются многочисленные деструктивные социальные явления, угрожающие национальной безопасности России, среди которых сокращение численности молодёжи, её духовно-нравственные разложение и деградация, дестабилизация внутриполитической обстановки. В связи с этим необходимым представляется разработка и реализация государством эффективной системы мер противодействия деструктивному западному влиянию на различные социальные группы российского общества.
Социология коммуникаций 
Коммуникативные процессы, протекающие в рекламной деятельности и PR-деятельности, обладают существенными особенностями, отличающими их от других процессов передачи информации. Одной из важнейших специфических черт таких коммуникативных процессов является такая обязательная характеристика как убеждение. Несмотря на то, что убеждающая часть процесса коммуникации в рекламе и PR присутствует во всех коммуникативных моделях, она носит частный, спорадический характер, что не может удовлетворять требованиям, предъявляемым к рекламным и PR сообщениям. В этой связи настоятельной необходимостью можно считать создание модели коммуникативного процесса полностью ориентированного на убеждение представителей в соответствии с целями деятелей рекламы и PR. Представленная статья посвящена рассмотрению такой модели убеждающей коммуникации. Для достижения целей построения процесса убеждающей коммуникации, целесообразно рассматривать возможности коммуникативного воздействия на основе классической цепочки: коммуникативные стимулы – аудитория – эффект. При выявлении возможностей для эффективного убеждения, прежде всего важен стимулирующий эффект, производимый каждой из составляющих процесса коммуникации: сообщение, коммуникатор, канал, ситуация. Каждый из этих стимулов обладает рядом характеристик, влияющих на восприятие представителями целевых аудиторий информации, содержащейся в сообщении. Особенно важным является учет и формирование ситуации информирования, поскольку именно контекст получения и декодировки информации может оказывать наиболее сильное убеждающее воздействие. Вместе с тем, при осуществлении убеждающего воздействия необходимо учитывать установочные факторы получателя информации, которые предопределяют активность представителей целевых аудиторий, уровень вовлеченности в процесс коммуникации, а также восприимчивость индивидов к стимулирующему воздействию со стороны коммуникатора. В целом, представленный материал позволяет в значительной степени оптимизировать процесс убеждающей коммуникации и выявить новые пути достижения целей рекламы и связей с общественностью.
В статье анализируется применение четырех моделей коммуникаций Дж. Грюнига и Т. Ханта (модель пропаганды, модель информирования общественности, двухсторонние ассиметричная и симметричная модели) в практике управления публичными правоохранительными коммуникациями. Автор приходит к выводу, что в наибольшей мере соответствует современным реалиям диалогово-партнёрская модель взаимоотношений органов внутренних дел и населения. Это даёт основание рассматривать управление коммуникациями ОВД как процесс организации системы коммуникаций и коммуникативного процесса между структурными подразделениями ОВД и населением, структурами гражданского общества и масс-медиа с целью обеспечения общественной безопасности. Основной задачей органов внутренних дел в управлении публичными правоохранительными коммуникациями становится конфигурирование релятивной сети, которая позволяет стейкхолдерам, вступать в связи и отношения, значимые для обеспечения общественной безопасности.
В статье приводятся оценка изменений в безопасности жизнедеятельности вследствие внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. На основ е данных опроса, проведённого в режиме онлайн в социальных сетях «ВКонтакте» и «Twitter», автор показывает, что пользователи этих сетей оценивают жизнедеятельность в современном обществе как более опасную, а уровень открытости своих персональных данных в сети как высокий или средний, что сопровождается распространением чувства незащищённости от преступных посягательств при работе в сети интернет. В то же время, из-за опасений виктимизации и определённой закрытости сетевых сообществ, пользователи социальных сетей выбирают взаимное информирование в качестве меры борьбы с информационными угрозами. В итоге автор приходит к выводу о необходимости формирования компетентности в области информационной безопасности как составляющей информационной и коммуникационной культуры современного человека.
Теория и практика социальной коммуникации: анализ монографических исследований 
Великий шелковый путь явился уникальным коммуникационным проектом в истории человеческой цивилизации. Его современное состояние, как и история его возникновения и двухтысячелетнего существования, позволившего передать в Европу достижения китайской науки и техники, а также философско-религиозные воззрения Поднебесной, привлекает внимание ученых как в России, так и за рубежом. Данная статья дает краткий содержательный обзор нынешнему состоянию исследования осовремененного варианта Великого шелкового пути применительно к эпохе глобализации. Указывает на неиспользованные резервы и возможности задействования научно-технического, делового, торгового, интеллектуального потенциала Китая и сопредельных стран, находящихся в русле данной магистрали.
В статье рассматриваются коммуникации с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также с государственными органами стран, в которых они проживают. В современном российском обществе весьма актуальной является демографическая проблема. Одним из средств ее решения может быть масштабное привлечение соотечественников из зарубежных стран. В этой связи важным является активизация коммуникаций с соотечественниками с целью их информирования о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Анализируется правовая и организационная основа коммуникации с соотечественниками, проживающими за рубежом и с государствами, в которых они проживают. Новый интеграционный подход в коммуникациях с соотечественниками предполагает формальную модификацию месседжа: трансформацию сообщения в зависимости от формы подачи и возможности восприятия интегрированного контента соотечественниками. Поскольку интеграция информационных потоков увеличивает число контактов с соотечественниками, растет как интенсивность, так и эффективность взаимодействия. При этом увеличивается и полнота охвата. Интеграция ряда доступных каналов коммуникации способствует укреплению в сознании реципиентов из числа соотечественников основного тезиса сообщения. К тому же каждое из сообщений из-за разнообразия форм подачи материала создает эффект новизны.
В результате анализа авторы статьи также пришли к выводу о том, что правовая и организационная основа коммуникации с соотечественниками за рубежом и государствами, в которых они проживают, позволяет более активно и масштабно продолжать работу по переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
В статье анализируются слабые звенья в коммуникативной деятельности по противодействию коррупции, которая рассматривается не только как противоправная деятельность, но фактически, как часть производственных, социальных, политических и иных отношений, сложившихся в Российской Федерации. На основе социологического опроса, осуществленного Лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления ЮРИУ – филиал РАНХиГС в 15 субъектов России в ноябре-декабре 2017 года, в рамках подготовки к Круглому столу с международным участием «Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России» (16-17 февраля 2018 года, г. Ростов-на-Дону), исследованы некоторые тенденции и результаты, отмеченные в противодействии коррупции за последние годы. Выделены отдельные «слабые звенья» в коммуникативной деятельности, влияющие на эффективность противодействия коррупции, сформулированы возможные направления повышения эффективности антикоррупционной деятельности.
В результате анализа авторы статьи также пришли к выводу о том, что повышение эффективности коммуникативной деятельности по противодействию коррупции зависит от организации глубины исследования природы коррупции и форм ее проявления в современном российском обществе. Представляется, что в современных условиях наряду с репрессивным методом подавления коррупционных преступлений, стратегическим направлением противодействия коррупции должно стать выявление и устранение причин и факторов, формирующих коррупционные риски.
Журналистика и медиа технологии в информационном обществе 
В статье проводится авторское обоснование феномена псевдо-новости как дискретно существующей разновидности новости. Определяется, что, будучи формально (по структуре) построенным как новостное послание (аналогичные композиция, стилистика, основные элементы, диалектический ответ на триаду вопросов: «что», «где», «когда»), псевдо-новостное сообщение содержательно противоречит главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности). Предлагается авторская типология – дифференциация явлений псевдо-новости на фейк и постправду. Если фейк может являться следствием непреднамеренности действий медиаконтролеров (погоня за сенсацией, низкий уровень профессионализма, проявляющийся в отсутствии навыков верификации фактологических данных), то постправда представляет собой результат спланированности техник, конечной целью которых становится осознанная дезинформация аудитории. Делается вывод, что системное конструирование явлений псевдо-новости в конечном итоге приводит к депрофессионализации, дискредитации работников сферы медиа и деинституционализации журналистики, усиливая «кризис доверия» к СМИ.
В статье рассматривается возможность описания современных массовых коммуникаций в рамках модели Нового Средневековья, предложенной современной культурологией для исследования культуры повседневности и типа ментальности глобального общества в двадцать первом веке. В статье показывается, каким образом определенные социокультурные особенности средневековых коммуникаций воспроизводятся на современном этапе. Автор статьи исследует типологические сходства коммуникаций обеих эпох, выделяя наиболее существенные факторы и признаки. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что в рамках концепции Нового Средневековья возможна убедительная интерпретация социокультурных явлений современности, в частности феномена медиакратии, обуславливающей нормативность масс-медийных коммуникаций в глобальном обществе.
Публикации зарубежных авторов 
В статье показывается, что исчисление различений (индикаций) Спенсера-Брауна (ИР) имеет явные преимущества с точки зрения интуитивно более понятной системы записи, которая позволяет ясно визуализировать распределение терминов в пропозициях и силлогизмах; работать с ним легче и быстрее чем, скажем, с диаграммами Венна, диаграммами Кэрролла, или Булевыми системами в ходе записи и проверки силлогизмов.
В части I определяется основа для исчисления различений и для классической логики, показывая, что исчисление различений имеет явные преимущества в плане оперативности, наглядности и простоты использования по сравнению с другими формами записи, такими как текст или диаграммы Венна. В части II раскрывается, как Броуновское обозначение может облегчить работу с выявлением через преобразование; работа с отметкой о последствиях Броуновского обозначения экзистенциального импорта. Показывается, как ИР может облегчить процессы выведения по сравнению с Аристотелевой и Булевой точками зрения на логический квадрат оппозиций; адукции посредством превращения и преобразования; а также работы с соритами.
В статье фокусируется внимание на количественной интерпретации судебных процессов, включая коммуникативный аспект. Излагаются некоторые недостатки процесса выявления вины и вынесения вердикта. В анализ юридических решений вводятся субъективные вероятности и некоторые информационнокоммуникационные составляющие. Хотя байесовский вывод является распространенным методом пересмотра убеждений, он требует точных предварительных возможностей и правдоподобия, обычно оцениваемых в виде промежутков. Поэтому в этой работе рассматриваются процедуры введения промежуточных вероятностей в статистическую оценку, которые помогают при анализе доказательств на судебных процессах.
Работа освещает проблемы судебного разбирательства и некоторые коммуникативные элементы, присутствующие при этом. В ней подчеркиваются возможности улучшения процесса анализа решений в судебных процессах путем принятия субъективной вероятности в качестве меры неопределенности в отношении уровня вины обвиняемого. Байесовские и другие подходы могут служить для адаптации убеждений. Ключевым элементом обсуждения здесь является введение промежуточных оценок вероятности и преимуществ, которые они приносят в принятие юридических решений.
ISSN 2311-3332 (Online)