Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании)

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-24-36

Полный текст:

Аннотация

Термин «спортивная журналистика», так же как и другие виды журналистики (деловая журналистика, политическая журналистика, военная журналистика), являясь ответвлением журналистики, сохраняет базовые основы, данные в определении журналистики, добавляя содержание, характерное данному видовому ответвлению. Спортивная журналистика при широком рассмотрении включает в себя теоретико-методологический анализ состояния общественных процессов, касающихся каким-либо образом физической культуры и спорта. Она едва ли может рассматривать (освещать, анализировать) вопросы спорта в отрыве от физической культуры.
Представляется теоретически обоснованным рассматривать спортивную журналистику не только как инструмент описания и анализа спортивной жизни какого-либо объекта. Спортивная журналистика призвана не просто отражать спортивные события, и даже не ограничиваться анализом спорта, как неотъемлемого элемента любой организации, пусть даже социетального уровня. Выполнение журналистских функций в спортивной журналистике включает и отображение событий социальной жизни вокруг спорта и сопутствующего ему направления физической культуры. Коммуникативная функция спортивного журналиста актуализацию спортивной информации посредством активизации коммуникаций между источником информации и реципиентом через каналы массовой коммуникации и информации. Спортивная тематика является неотъемлемым элементом многих информационных сообщений различных медиа. Она охватывает и отражение культурного, политического, идеологического, коммуникативного и прочего значения спорта. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что спорт является чрезвычайно ёмким и полифункциональным явлением. Поэтому современная спортивная журналистика, олицетворяя политические, социокультурные и этические теории, должна опираться на стили мышления, эстетические идеалы и ценности.
В последние годы значение спорта в России резко возросло. Это связано, прежде всего, с проведением в России Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Спорт стал активнее влиять на общественные процессы, он укрепляется в сознании людей в качестве престижной и привлекательной категории. Соответственно, активнее стала развиваться спортивная журналистика.

Об авторе

Ф. И. Шарков
Кафедра социологии МГИМО (У) МИД РФ
Россия

Феликс Изосимович Шарков, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии

119571, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Вартанова Е. (2011). Диалоги о журналистике / Е. Вартанова, Н. Ажгихина. М.: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

2. Виноградский В.С. (2009). Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа: cпецсеминар / В. С. Виноградский, Н. В. Куницына. М.: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

3. Воронков П. (2006). Спортивная пресса как тип / П. Воронков // Самиздат..

4. Данилова М.Н. Спорт как медиакоммуникационный феномен / М.Н. Данилова // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 519-538.

5. Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: материалы Междунар. науч.практ. конф. / под ред. Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурского. М.: МедиаМир: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016.

6. Климов М.Ю. (2006). Семиотическая система спорта как феномен культуры. Барнаул.

7. МакКуэйл Д. (2013). Журналистика и общество: учеб. пособие: пер. с англ. / Д. МакКуэйл. М.: МедиаМир: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

8. Мытлик Э. (1978). Накануне Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Таллин: Общество «Знание» ЭССР.

9. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие (2006) / отв. ред. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. М.: Флинта.

10. Силкин В.В. (2015). Журналистика в информационно-коммуникативном пространстве: новые горизонты в подготовке журналистов / В.В. Силкин // Коммуникология. Том 3. № 2. 2015. C. 97-107.

11. Шустер О. С. (1998). Средства массовой информации и спорт / О. С. Шустер. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

12. Pegg D. (2017). 25 Most Intense Sports of the Ancient World [access mode]: https://list25.com/25-most-intense-sports-of-the-ancient-world/2/UpdatedonApril20.

13. Lischka J., Messerli M. (2015). Examining the benefits of audience integration: Does sharing of or commenting on online news enhance the loyalty of online readers? // Digital Journalism, doi: 10.1080/21670811.2015.1068128.

14. Silverstone R. (2007). Media and morality: On the rise of Mediapolis. CAMBRIDGE: Polity. Weiss P. (1969). Sport: A Philosophical Enquiry. Southern Illinois University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Шарков Ф.И. Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании). Коммуникология. 2018;6(5):24-36. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-24-36

For citation:


Sharkov F.I. The Genesis of the Communicative Function of Sports Journalism (on the example of Russia and the United Kingdom). Communicology. 2018;6(5):24-36. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-24-36

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)