Об адаптации специалистов без педагогического образования к преподавательской деятельности
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-6-124-133
Аннотация
Основной задачей профессиональной педагогики является подготовка специалистов, способных обеспечить безопасную и эффективную работу конкретного предприятия. Данная задача не является новой, но требуют постоянного внимания. Быстрое развитие большинства отраслей народного хозяйства, необходимость постоянного обновления технической информации, из-за быстрого ее устаревания, ограничивает возможности самообразования в области профессиональной педагогики и психологии. Технические вузы почти на половину укомплектованы профессорско-преподавательским составом, не имеющим педагогического образования. Кроме того, технические вузы все больше привлекают специалистов с производства, тех, кто реально может поделиться своим опытом и знаниями, но они также не имеют педагогического образования. В какой-то мере эту проблему решает постдипломное образование. Но психолого-педагогическая подготовка аспирантов и соискателей часто носит факультативный характер.
В научно-педагогической литературе профессиональное становление педагога в постдипломном образовании рассматривают как процесс развития у него определенных компетенций, обеспечивающих возможность качественного осуществления учебного процесса. Вместе с тем, внешние и внутренние факторы, такие как часто меняющиеся федеральные образовательные стандарты, социальные изменения, различные регламенты и др. обуславливают необходимость формирования педагога, обладающего не только специальными знаниями, но и творческим потенциалом и стремящегося к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением квалификации педагогов, не имеющих педагогического образования, их адаптационной готовности к педагогической деятельности. Обосновывается необходимость такой подготовки и показаны её основные направления.
Об авторе
И. И. МакашинаРоссия
Макашина Ирина Илхамовна, д.пед.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков
353905, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Серова, 14
Список литературы
1. Макашина И.И., Малиночка Е.Г. (2007). Ситуационно-функциональный подход в подготовке морского торгового флота. Краснодар: КРО АПСН.
2. Макашина И.И., Шверова Л.С. (2013). Обеспечение профессиональной-методической под-подготовки педагогов для работы в морском вузе. Вестник ГМУ им. адм. Ф.Ф.. Ушакова. Эксплуатация. Безопасность и экономика водного транспорта. №4. 2013 г. С.81-86.
3. Малиночка Е.Г. (2007). Актуальные проблемы педагогики / Е.Г. Малиночка. Новорос-Сийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова.
4. Маричев И.В. (2014). Системная организация образовательного пространства. Саарбрюккен. Немецкая земля / Германия.
5. Higham J., Yeomans D. (2015). Curriculum choice, flexibility and differentiation 14–19: The way forward or flawed prospectus? London Review of Education.
6. Binde Y. (1998). Communication and intelligence / Y. Binde // Futures. Guilford. Vol.30. №8. P. 843-849.
7. Boyatzis R. Stimulating self-directed learning through the managerial assessment and development course / Richard Boyatzis // Journal of education management. 18. No. 3. 1994. P. 304-323.
8. Knowells M.S. (1996). Andragogy. An Emerging Technology for Adult Learning / M.S. Knowells. N.Y.
9. Knowells M.S. (1973). The adult learner: a neglected species / M.S. Knowells. Boston. P. 32-33.
10. Makashina I. (2014). Innovative approach to the design of business games of maritime specialists training/ I. Makashina. In: sc. conf. Looking ahead. Innovation in maritime education 15th. Published by: Australian Maritime College. Launceston, Tasmania. P.10-19.
11. Makashina I. (2015). Poly-profile communicative competence is the necessary learning outcome in maritime education / I. Makashina. In: The International Conference “Innovation Challenges of the Maritime Industry. Batumi, Georgia. P.76-84.
12. Makashina I. (2016a). Advantages of poly-profile and communicative approach to the model courses development / I. Makashina. In conf. proceedings: Development on Interna-tional Maritime Technology. Shanghai Maritime University. Shanghai: Shanghai Pujiang Education Press. P. 136-142.
13. Makashina I. (2016b). Scientific and pedagogical support of distance maritime education / I. Makashina. In: 7th International Conference on maritime transport. Universitat Politècnica de Catalunya. BarcelonaTech. Barselona. Spain. P. 118-124.
14. Makashina I. (2017). E-learning environment for self-studies in maritime education and training / I. Makashina. In conf. proceedings: Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport. Vol. 1, Varna, Nikola Vaptsarov Naval Academy. P. 45-53.
15. Makashina I., Filatova E. (2018). Interaction of maritime education and human element issues in maritime industry. In conf.: 3rd ICMPTE International Conference on Maritime Policy, Technology, and Education. Shanghai Mari-time University, Southampton University Solent. Shanghai, China.
16. Skinner B.F. (1954). The Science of learning and the Art of teaching / B.F. Skinner // Harward Educational Review.
17. Slavin R.E. (2003). Educational psychology: Theory and practice. Boston: Allyn and Bacon. Swanson D.P., Edwards M.C., Spencer B. (2010). Adolescence: Development during a global era. Academic Press Elsevier.
Рецензия
Для цитирования:
Макашина И.И. Об адаптации специалистов без педагогического образования к преподавательской деятельности. Коммуникология. 2018;6(6):124-133. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-6-124-133
For citation:
Makashina I.I. On Adaptation of Specialists without Pedagogical Education to Educational Activities. Communicology. 2018;6(6):124-133. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-6-124-133