Preview

Коммуникология

Расширенный поиск
Том 6, № 6 (2018)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 

15-23 62
Аннотация

Иржи Шубрт является членом редакционного совета Международного научного журнала «Коммуникология», ведущим чешским социологом, основателем и заведующим кафедрой исторической социологии факультета гуманитарных исследований Карлова университета (Прага). Он опубликовал многочисленные статьи и работы на русском языке в журналах «Социологические исследования», «Вестник Рудн. Серия: Социология», выступил на различных конференциях и поэтому хорошо известен русскоязычным читателям и участникам научных форумов.
Широкий круг научных интересов И. Шубрта не ограничивается исследованием теоретических основ социологического мышления, проблемами коллективной памяти, исторического сознания, идентичности. В его трудах раскрываются коммуникативные компоненты той или иной сферы человеческой деятельности.
Только-что вышедшая в свет монография [Шубрт, 2018: 280] посвящена проблематике современных социологических теорий. В ней автор немалое месту уделяет теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Начиная с 1990 года Шубрт последовательно насыщает коммуникологическую парадигму, пусть даже порой фрагментарным отражением коммуникативных теорий и концепций мультипарадигмальной науки «коммуникологии». Тем самым он вносит свой вклад в развитие парадигмальной структуры стремительно развивающейся коммуникологии.

24-34 57
Аннотация

В данной статье социальное партнерство рассматривается в рамках диалектического закона единства борьбы противоположностей, согласно которому труд и капитал взаимосвязаны между собой и представляют собой единое целое в капиталистической системе хозяйствования. Утверждается, что социальное партнерство – это условие и цель развития капиталистического общества. Условие, потому что позволяет реализовывать наиболее рациональные и самые действенные формы социального взаимодействия в обществе, а также преодолеть конфликты и отчуждение, способствуя тем самым стабильности социальных отношений. А цель – потому что институционализация социального партнерства, выступает критерием социальной солидарности и интеграции общества. Обращается внимание на новую парадигму развития социального партнерства, которая позволяет рассматривать его не просто как способ или технологию решения проблем социально-трудовых отношений в организациях, но как социальный институт, обеспечивающий развитие всей системы социально-трудовых отношений на основе сотрудничества, поиска взаимоприемлемых решений.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

36-47 58
Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы этнополитических коммуникаций в Северо-Кавказском регионе и их общие признаки. В рамках полипарадигмальной концепции, основанной на политико-социокультурном подходе к изучению политических действий и коммуникации (Х. Арендт, К.С. Гаджиев, Ю.А. Ирхин, А.И. Соловьев и др.), этнополитических теориях (Дойча К., Смита Э., Широкогорова С.М. и др.), теориях межкультурной коммуникации (Дж. Мида, А.П. Садохина, С. Тинг-Туми и др.) и медиакоммуникации (М. Кастельс, М. Маклюэн и др.), автором дифференцированы типовые свойства этнополитических коммуникаций в обозначенном регионе. Они представлены в виде четырех пар антиномий: традиционность и инновационность; толерантность и интолерантность; неформальность и институциональность; этноидеологический и общественно-политический дискурс. Раскрыты их региональные черты. Методология исследования включает сравнительно-исторический, социологический и аналитический методы, позволяющие типологизировать универсалии этнополитических коммуникаций на Северном Кавказе на фоне их теоретической рефлексии. Новизна исследования заключается в том, что на основе синтеза теоретических подходов к изучению рассматриваемого феномена, автором выделены типовые признаки этнополитических коммуникаций в Северо-Кавказском регионе.

48-56 53
Аннотация

В статье обсуждаются источники культурного разнообразия и социокоммуникативные механизмы управления межкультурными отношениями. Культурное разнообразие не является новым феноменом, однако в условиях XXI в. с учетом происходящей интенсификации процессов наиболее остро встала проблема принятия определенных мер по управлению межкультурными отношениями. Отмечен переход от применения системы политических мер к более комплексным вариантам, учитывающим различные сферы общества, многообразие составляющих элементов. В межкультурном взаимодействии в многокультурной среде современного общества выявлено три центральных компонента: культурный, коммуникативный и социальный. Рассмотрены возможные варианты направлений коммуникативного взаимодействия индивидов и групп, предложен вариант модели многокультурной среды и стратегий взаимодействия, учитывающих наличие динамической обратной связи между взаимодействующими группами и обществом в целом.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ 

58-67 41
Аннотация

Автором представлены определения социальной рекламы, выявлена их роль в жизни общества, социальная реклама проанализирована в качестве элемента повышения общественной безопасности в обществе. Приведены варианты наиболее эффективного использования социальной рекламы для повышения уровня общественной безопасности. В статье сделан вывод о том, что социальная реклама является ценным элементом повышения безопасности, в данном контексте она призвана внедрять в общество определенную модель поведения и формировать позитивное массовое сознание. Социальная реклама как элемент повышения безопасности в особенности эффективна в борьбе с такими проблемами, как безопасность дорожного движения, алкоголизм, наркомания, курение, небезопасный секс, аборты. Социальная реклама таким образом, является не только средством борьбы с негативными социальными явлениями, но и продвижения социокультурных ценностей в общественное сознание посредством использования ее коммуникативных свойств.

68-79 147
Аннотация

В статье дается обзор американского дискурса об экзистенциальном кризисе масс медиа, причинами которого стали глобальные технологические и идеологические изменения в процессе функционирования средств массовой информации в США. Автор раскрывает сущность феномена «фальшивых новостей» и роль «альтернативных медиа» в их распространении в контексте острой полемики между администрациями Б. Обамы и Д. Трампа и американскими СМИ.
Методами качественно-количественного контент анализа содержания материалов американских «альтернативных» и «традиционных» СМИ выявляются различные факты и тенденции, которые влияют на современный американский политический процесс. В статье показан механизм пропагандистских компаний против администрации Д. Трампа со стороны американских либеральных медиа.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 

81-87 61
Аннотация

Экономические и демографический кризисы, рост националистических движений и ксенофобии предопределяют важность сохранения сегодня единства и общих ценностей полиэтнического и многоконфессионального населения Российской Федерации и ценностно-ориентированных подходов в управлении социальными процессами. Глобальные и непрерывно протекающие процессы социальных изменений современных обществ, когда с развитием новых коммуникационных технологий и доступности получения информации человек стал открыт различным реальностям и культурным паттернам сиюминутно и независимо от своего географического местоположения, одновременно ведут к размыванию традиции и исторической памяти. Это актуализирует вопрос о жизнесмысловых ориентирах человека, его самоопределении в обществе.
Одним из фундаментальных феноменов является идентичность как мировоззренческое понятие и инструмент конструирования, детерминирующее поведение человека. Общество категоризирует и определяет идентичности своих членов определенным образом и ожидает их соответствующее поведение, однако взгляды на идентичность могут быть разными. В современном российском обществе возникают множество проблем в процессе формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в разных сферах и институтах общества коммуникативными методами и инструментами. Концепт гражданской идентичности как формы групповой идентичности имеет важное прикладное назначение: культурно разнообразное население страны можно объединить, сплотить на фундаменте гражданской идентичности; будущее страны зависит и то того, важно и то, что новые поколения, выросшие в новой России, будут принимать как свою идентичность, их гражданская позиция, сопричастность и отношение к жизни, к тому, что происходит в стране.

88-95 52
Аннотация

Статья посвящена исследованию представлений о свободе и справедливости сквозь призму особенностей социокультурной коммуникации. Автор, исследуя объективные и субъективные аспекты понимания свободы и справедливости, приходит к выводу, что эти понятия невозможно рассматривать в качестве универсалий с неизменным содержанием. Представления о свободе и справедливости формируются в результате коммуникативной способности человека к эмпатии, т.е. способности ассоциировать себя с иными членами данного сообщества, ставить себя на их место. Благодаря эмпатической способности закрепление социальных ценностей в обществе осуществляется конвенциональным путем. Содержательное наполнение концептов свободы и справедливости обусловлено спецификой социокультурного пространства определенной социальной общности.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 

97-110 46
Аннотация

Применив модель «контура культуры» при анализе кампании Pepsi and Black Eyed Peas в 2007 году, были продемонстрированы различия в восприятии бренда и PR-кампаний в Мексике и России, что свидетельствует о важности культурно-ориентированного подхода к связям с общественностью и коммуникациям. В то же время анализ показывает, как универсальные символы были созданы и применены при запуске кампании в двух разных странах. Задача Pepsi состояла в том, чтобы создать универсальную кампанию для охвата ряда культур, включая Россию и Мексику, которые обладают достаточным количеством символических ценностей и общих сообщений, понимаемые различными национальностями, с целью успеха в продвижении бренда. С помощью анализа кейс-стади была предпринята попытка внести вклад в развитие знаний в этой области. Несмотря на то, что этот кейс сфокусирован на двух странах, он способствует понимаю применения культурных подходов при разработке универсальной практики связей с общественностью.

111-122 66
Аннотация

Российско-китайское сотрудничество имеет давнюю историю, и сотрудничество в сфере туризма и отдыха не являются исключением. Социальноэкономические преобразования в Китайской Народную Республике нашли отражение в тенденциях развития внутреннего и выездного туризма. В настоящее время туристический поток из Китая является решающим для туристического рынка многих стран, включая Россию.
В статье рассматриваются основные показатели развития туризма в Китайской Народной Республике и Российской Федерации, а также освещаются вопросы организационного, межкультурного и коммуникационного взаимодействия, влияющие на взаимное развитие туристических проектов. Авторы представляют статистические данные, отражающие динамику въездного и выездного туризма обеих стран, и анализируют отдельные туристические направления и виды туризма. Акцент сделан на организационных и информационных аспектах российско-китайского сотрудничества в сфере туризма.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 

124-133 45
Аннотация

Основной задачей профессиональной педагогики является подготовка специалистов, способных обеспечить безопасную и эффективную работу конкретного предприятия. Данная задача не является новой, но требуют постоянного внимания. Быстрое развитие большинства отраслей народного хозяйства, необходимость постоянного обновления технической информации, из-за быстрого ее устаревания, ограничивает возможности самообразования в области профессиональной педагогики и психологии. Технические вузы почти на половину укомплектованы профессорско-преподавательским составом, не имеющим педагогического образования. Кроме того, технические вузы все больше привлекают специалистов с производства, тех, кто реально может поделиться своим опытом и знаниями, но они также не имеют педагогического образования. В какой-то мере эту проблему решает постдипломное образование. Но психолого-педагогическая подготовка аспирантов и соискателей часто носит факультативный характер.
В научно-педагогической литературе профессиональное становление педагога в постдипломном образовании рассматривают как процесс развития у него определенных компетенций, обеспечивающих возможность качественного осуществления учебного процесса. Вместе с тем, внешние и внутренние факторы, такие как часто меняющиеся федеральные образовательные стандарты, социальные изменения, различные регламенты и др. обуславливают необходимость формирования педагога, обладающего не только специальными знаниями, но и творческим потенциалом и стремящегося к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением квалификации педагогов, не имеющих педагогического образования, их адаптационной готовности к педагогической деятельности. Обосновывается необходимость такой подготовки и показаны её основные направления.

134-150 50
Аннотация

С точки зрения коммуникологии, общественное мнение формируется и изменяется в процессе коммуникации с участием лидеров и менеджеров в качестве отправителя, получателя и регулятора информации. Общественное мнение, сложившееся в отношении высшего образования рассматривается на примере проведенного во Вьетнаме исследования, результаты которого наглядно демонстрируют: общественное мнение является жизненно важным компонентом коммуникации и мощным инструментом решения проблем для устойчивого развития.
Общественное мнение – это не просто набор мнений отдельных людей, а особый социальный феномен, отражающий знания, отношение и склонность социальных групп к решению возникающих в их жизни проблем. Согласно этому определению, молчание, не выражающее каких-либо комментариев группы людей, также является формой общественного мнения, отражающего определенное отношение и склонность людей к поведению.
Общественное мнение является объектом лидерства и управления и изучается годами с разных научных точек зрения, чтобы прояснить все его специфические аспекты. Поэтому, чтобы понять общественное мнение, необходимо иметь агрегированную точку зрения, чтобы не переоценивать этот подход и недооценивать другой.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)