О равнозначности познавательных систем: парадигма коммуникативного континуума
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-3-15-33
Аннотация
Обсуждение проблемы построено в форме диалога между приверженцем постмодернизма, выступающего за равнозначность познавательных систем (главным образом – науки и искусства), и приверженцем «классической» науки, считающим ее главной познавательной системой. В статье рассматриваются: история неразделимости–обособления познавательных систем; континуум «естественные науки–социально-гуманитарные науки–искусство»; познавательные возможности изобразительных и выразительных видов искусства; познавательные инструменты искусства (художественные образы) и возможности интерпретации художественных произведений; познавательные методы вчувствования, открытия конкретных фактов и формирования компетенций; способы изменения мира наукой и искусством. Познавательная система встраивается при этом в коммуникативный континуум, рассматриваемый (по О.Э. Ивановой) как «целостное, проявленное во взаимодействии множество, основанное в своем единстве на различии элементов («Я» и Другого как «Ты») упорядоченность которого выражается в объединении прерывности и непрерывности взаимодействия (человека, Бога, природы»)». Итог рассуждений авторов предлагается подвести читателю.
Об авторах
С. А. БарковРоссия
Сергей Александрович Барков, доктор социологических наук,
профессор, заведующий кафедрой экономической социологии и менеджмента социологического факультета
119234, Москва, Ленинские горы, д. 1. стр. 33
В. И. Зубков
Россия
Владимир Иванович Зубков, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного управления и
социальных технологий Института инженерной экономики и гуманитарных
Москва
Список литературы
1. Айзексон У. (2015). Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили компьютерную революцию. М.: Corpus, АСТ.
2. Бакеева Е.В. (2014). Введение в онтологию: образы мира в европейской философии: курс лекций. Екатеринбург.
3. Верховин В.И. (2014). Экономическое поведение в русском фольклоре // Бизнес в литературе: социологический анализ / Под ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова. С. 185-207.
4. Гегель Г.В.Ф. (2016). Философия духа / Ред. М.Терешина. Москва.
5. Голицын Г.А. (1979). Все ли можно выразить числом? // Число и мысль. Сборник. Вып. 2. Москва.
6. Иванова О.Э. (2015). Влияние коммуникации на смысл: парадигмальный подход. Дисс. д-ра филос. н. Челябинск.
7. Конт О. (2016). Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. Москва.
8. Куликова Е.Г. (2013). Коммуникативный континуум: вариантно-инвариантный подход [эл. ресурс]: http://kurs.znate.ru/docs/index-181817.html.
9. Мамедов А.К. (2017). Эпистемология социального познания: монография. Москва.
10. Кун Т.С. (1975). Структура научных революций / Пер. с англ. И.Э. Налетова // Открытый текст [эл. ресурс]: http://opentextnn.ru/man/?id=621.
11. Рассел Б. (1998). Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / Ред. англ. изд. П. Фулкес; Общ. ред. и предисл. В.А. Малинина; Пер. с англ. Москва.
12. Рузавин Г.И. (1985). Проблема понимания и герменевтика // Герменевтика: история и современность: (Критические очерки). Москва.
13. Свасьян К.А. (2001). Философское мировоззрение Гёте. Москва.
14. Сноу Ч.П. (1973). Две культуры и научная революция. Москва.
15. Спиноза Б. (2016). Этика. Москва.
16. Хайек Ф. (2006). Конкуренция как процедура открытия // Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. Москва. С. 389-391.
17. Юрасова М.В. (2014). Антипредпринимательская социализация и советское искусство для детей // Бизнес в литературе: социологический анализ / Под ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова. С. 169-182.
Рецензия
Для цитирования:
Барков С.А., Зубков В.И. О равнозначности познавательных систем: парадигма коммуникативного континуума. Коммуникология. 2018;6(3):15-33. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-3-15-33
For citation:
Barkov S.A., Zubkov V.I. On Cognitive Systems Equality: a paradigm of communicative continuum. Communicology. 2018;6(3):15-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-3-15-33