Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Коммуникативные составляющие комплаенса в практике медицинского персонала

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-49-68

Полный текст:

Аннотация

Коммуникативная компетентность врача определяет понимание пациентом технологии лечения и выполнение им предписаний, что ведет в итоге к комплаенсу. О данной значимой составляющей процесса лечения в виде коммуникации «врач-пациент» и пойдет речь в текущей публикации. Успешное медикаментозное лечение заболевания требует последовательного применения назначенных препаратов. Многие исследования показывают, что лекарственные средства часто используются не в соответствии с назначением. Несоблюдение предписаний врача является серьезной проблемой для здравоохранения как в части расходов, так и обеспечения качества лечения.
Как показывают исследования, высокая степень нонкомплаенса напрямую связана с плохим клиническим результатом, высокими затратами на здравоохранение и потерей производительности медицинского учреждения. Стоимость несоблюдения предписаний лечения оценивается от $100 млрд до $300 млрд ежегодных потерь [Sweeney]. Многих человеческих и экономических издержек, связанных с отсутствием комплаенса, можно избежать, если улучшить коммуникативное взаимодействие врача с пациентом, которое в свою очередь повышает результаты лечения и ценность системы здравоохранения.
Авторами в статье приводятся результаты собственного исследования потребителей медицинских услуг, выявлены параметры коммуникативного взаимодействия врача и пациента.

Об авторах

А. Б. Цветкова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Анна Борисовна Цветкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга

117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36, корп. 3



В. А. Евстафьев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Россия

Владимир Александрович Евстафьев, д.филол.н., к.т.н., профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, Институт отраслевого менеджмента

Москва



Список литературы

1. Зверева Н.С. (2016). Психологические особенности отношений «врач — пациент» в современном российском обществе // Социальная акмеология и психология. №4. С. 131–136.

2. Ложкина Л.И. (2015). Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии: теоретико-методологические аспекты // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Т. 15, вып. 3. С.75-80

3. Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. (2017). Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. М.: Креативная экономика.

4. Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. (2016). Концепция волновых маркетинговых исследований для изучения ценностных ориентиров студенческой аудитории // Маркетинг в России и за рубежом. № 6. С. 30-36.

5. Скоробогатых И.И., Мусатова Ж.Б. (2015). СМАРТ-маркетинг: технологии, инструменты, оценка эффективности // Казанский экономический вестник. №5 (19). С. 92–96.

6. Хабиева Т.Х., Жолдасбекова А.С., Сактапов А.К., Аманжолова У.Ш. (2016). Обучение коммуникативной компетенции и психологии человеческих отношений – как важных направле ний менеджмента в здравоохранении // Вестник Казахского национального медицинского университета. №3. С. 301-304

7. Цветкова А.Б., Скоробогатых И.И. (2017). Восприятие медиаканалов молодежным сегментом потребителей на рынке медицинских услуг. // Маркетинг и маркетинговые исследования. №2. С.132-144

8. Amutio-Kareaga A., García-Campayo J., Delgado L.C., Hermosilla D., Martínez-Taboada C. (2017). Improving Communication between Physicians and Their Patients through Mindfulness and Compassion-Based Strategies: A Narrative Review // Journal of Clinical Medicine. Vol.33. №6. P.1-17, doi:10.3390/jcm6030033. http://www.mdpi.com/journal/jcm.

9. Bakić-Mirić N.M., Bakić N.M. (2008). Successful doctor-patient communication and rapport building as the key skills of medical practice // Medicine and Biology. Vol.15, № 2. P. 74 – 79.

10. Combes J.R., Arespacochaga E. (2012). Lifelong Learning Physician Competency Development. American Hospital Association’s Physician Leadership Forum, Chicago, IL. P.20

11. Concordance, adherence and compliance in medicine taking. (2005). Report for the National Co-ordinating Centre for NHS Service Delivery and Organisation R & D (NCCSDO). P. 12

12. Dudley-Brown S. (2013). The Importance of Medication Adherence [access mode]: https://www.hopkinsmedicine.org/IBDsymposium/Presentations_2013/Medication_Adherence.pdf.

13. Klöckn er Cronauer C. (2013). How physician affective communication skills are related to patient characteristics and outcomes. Thesis presented at the Faculty of Economics Institute of Work and Organizational Psychology University of Neuchâtel For the degree of PhD in Psychology. P. 116 [access mode]: https://doc.rero.ch/record/208927/files/these_Kl_cknerC.pdf

14. Kurtz S., Silverman J., Draper J. (1998). Teaching and Learning Communication Skills in Medicine. Oxford: Radcliffe Medical Press.

15. Sweene y Sh. (2011). Improving prescription medicine adherence is key to better health care. January [access mode]: http://phrma-docs.phrma.org/sites/default/files/pdf/PhRMA_Improving%20Medication%20Adherence_Issue%20Brief.pdf.

16. Vajda B. (2011). Compliance and health behaviour in medical services. In: Hetesi, E. – Kürtösi, Zs. (eds): The diversity of research at the Szeged Institute of Business Studies. JATEPress, Szeged. P. 131–141.


Рецензия

Для цитирования:


Цветкова А.Б., Евстафьев В.А. Коммуникативные составляющие комплаенса в практике медицинского персонала. Коммуникология. 2018;6(5):49-68. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-49-68

For citation:


Tsvetkova A.B., Evstafiev V.A. Communicative Elements of Compliance in the Practice of Medical Personnel. Communicology. 2018;6(5):49-68. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-5-49-68

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)