Понимание как основа межкультурной коммуникации: психолингвистические, этносоциокультурные аспекты и образовательные решения
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-2-52-59
Аннотация
Авторы статьи анализируют межкультурное общение с точки зрения социальной философии, определяя инвариантные черты межкультурной коммуникации на основе диалога (Михаил Бахтин) и диалектной природы человеческого общения. Теоретическое описание характера межкультурного общения иллюстрируется живыми примерами культурных конфликтов, заимствованных из истории российской дипломатии. Поскольку сознание носит коммуникативный характер, тогда как кросс-культурное понимание уходит корнями в нейропсихологические аспекты познания, антиномию “знака-символа”, в статье показаны механизмы воспроизведения и восприятия речи, находящиеся между сознанием и познанием.
В статье подчеркивается герменевтическая сущность межкультурного диалога, порождаемая пониманием между коммуникаторами концептуально-семантического уровня, хотя более важно межкультурное и цивилизационное измерение в контексте многополярного мира с учетом глобальных тенденций в социально-экономическом, этнокультурном, политическом устройством в разных странах мира. Интернационализация образовательных, информационных и телекоммуникационных технологий стимулирует межкультурную коммуникацию, что в результате формирует общество знаний, в котором живут “люди говорящие” (homo loquens). Интенсивные межкультурные контакты нередко порождают культурные конфликты. Автор классифицирует это явление, варьируя ошибки, недостаточное понимание, смущение и конфликты межкультурной коммуникации, раскрывает социокультурную парадигму, аксиологические, мировоззренческие и религиозные аспекты, которые вызывают негативные последствия межкультурных контактов.
Понимание в межкультурном диалоге состоит из этносоциокультурного контекста и психолингвистических механизмов воспроизведения и восприятия речи. Рабочий элемент понимания считается кодом, который носит символический характер. В статье изображена взаимосвязь между символом, кодом, актом коммуникации, сознанием и национальным мировоззрением.
Об авторах
Д. ХайнсСоединённые Штаты Америки
Джеймс Хайнс, доцент кафедры учебных программ и методики преподавания, директор центра международного образования
Хантсвилл (Техас)
Е. А. Кабахидзе
Россия
Екатерина Львовна Кабахидзе, к.филос.н., заведующая лабораторией международных проектов
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр, д. 4
А. Ю. Сувирова
Россия
Сувирова Анастасия Юрьевна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории международных проектов
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр, д. 4
Рецензия
Для цитирования:
Хайнс Д., Кабахидзе Е.А., Сувирова А.Ю. Понимание как основа межкультурной коммуникации: психолингвистические, этносоциокультурные аспекты и образовательные решения. Коммуникология. 2018;6(2):52-59. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-2-52-59
For citation:
Hynes J.W., Kabakhidze K.L., Suvirova A.Y. Understanding as Basis of Intercultural Communication: psycholinguistic, ethnosociocultural aspects and educational solutions. Communicology. 2018;6(2):52-59. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-2-52-59