Коммуникативные практики мигрантов: социокультурные технологии формирования имиджа молодежи
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-2-60-72
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме, связанной с социологическим анализом коммуникативных практик и этнокода коммуникации мигрантов и технологии формирования этнического имиджа молодежи в условиях коммуникативного пространства принимающего общества, особенно в связи с захлестнувшим европейские государства потоком мигрантов.
Классическое понимание дефиниции «социальность» и влияние на современное представление об этническом взаимодействии в молодежной среде через призму коммуникологии рассматривается достаточно редко, что вносит в исследование объекта в предметном поле социологии управления определенную актуальность. Исследование этнического имиджа в описанном предметном поле позволяет проанализировать объект на междисциплинарном уровне с применением методов дискурс – анализа, а так же охарактеризовать критический дискурс, возникающий между сообществами этномигрантов и принимающим обществом. Особое внимание уделяется коммуникативному коду мигрантов в трудовой сфере, акцентируется внимание на отличительных характеристиках релевантных коммуникативных зонах и ценностном измерении позиционирования мигранта как «человека – статиста», коммуникативно-статусное пространство которого направлено на контроль профессионально – деятельностного ряда и главных ценностных ориентиров формирования этнического имиджа в принимающем обществе.
При анализе структуры этнического имиджа уточняется категориальный аппарат исследования, моделируется имидж в коммуникативном пространстве принимающего общества с позиций статусно-ролевых функций в трудовой сфере и выявляется механизм взаимодействия и взаимовлияния коммуникативных кодов мигрантов и принимающего общества, определяя, таким образом, возможные эффективные методы исследования и регулирования этнических проблем общества.
Об авторах
В. И. ГостенинаРоссия
Валентина Ивановна Гостенина, доктор социологических наук, профессор, и.о. зав. кафедрой социологи и социальной работы
241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, каб. 213
А. Ю. Качалков
Россия
Александр Юрьевич Качалков, аспирант
241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, каб. 213
Список литературы
1. Барков Ф.А. (2013). Методология исследования взаимодействия дискурса об этнической идентичности и констатация сообщений СМИ // Вестник МГИМО (Университет). 2013. №1(28). С. 205-208.
2. Вебер М. (2016). Хозяйство и общество. М.: Высшая школа экономики.
3. Ван Дейк Т.А. (2000). Когнитивные модели этнических ситуаций. Пер. с англ. Г.Е. Крейдлина // Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000. С. 161-190;
4. Ван Дейк Т.А. (2009). Дискурс и доминирование // Современный дискурс-анализ. № 1. Т.1 [эл. pесурс]: http://www.discourseanalysis. org/.
5. Варганова О.Ф. (2015). Образ трудового мигранта в федеральных и региональных СМИ (по результатам контент-анализа) // Социологическая наука и социальная практика. №3. С. 8193. Гостенина В.И. (2013). Социолингвистические коды субъекта власти в политических контентах и в массмедиа // Коммуникология. Т.2. №2. С. 93-102.
6. Гостенина В.И. (2016). Критический дискурс коммуникативный код управления качеством жизни россиян // Коммуникология. Т.4. №1. С. 96-105.
7. Дюркгейм Э. (1995). Ценностные и «реальные суждения» // Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон.
8. Дробижева Л.М. (2013). Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. Москва, 2013.
9. Дмитриев А.В. (2015). Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы // Социологическая наука и социальная практика. №1. С.1629
10. Кравченко С.А. (2015). «Нормальная аномия»: производство «ничто» // Социологическая наука и социальная практика. №3. С. 17-33.
11. Качалков А.Ю. (2017). Коммуникативный код миграции: анализ конфликтогенности // Коммуникология. Т.3. №3. С. 86-89.
12. Российское общество и вызовы времени (2015). Книга первая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М.К., Петухова В.В.; Институт социологии РАН. М.: Весь Мир.
13. Тощенко Ж.Т. (2009). Тезаурус социологии. М.: Юнити-ДАНА.
14. Шарков Ф.И., Гостенина В.И. (2011). Разработка и технологии производства рекламного продукта. М.: Дашков и К.С. 332-404, 335.
15. Фуко М. (1994). Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. / Пер с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: А-саd.
16. Nash M. (1989). The Cauldron of Ethnicity in the Modern World. Chicago, L., 1989.
Рецензия
Для цитирования:
Гостенина В.И., Качалков А.Ю. Коммуникативные практики мигрантов: социокультурные технологии формирования имиджа молодежи. Коммуникология. 2018;6(2):60-72. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-2-60-72
For citation:
Gostenina V.I., Kachalkov A.Y. Communicative Practices of Migrants: sociocultural technologies for the youth image formation. Communicology. 2018;6(2):60-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-2-60-72