Социальные сети как пространство реализации стратегических коммуникаций и ведения меметических войн
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-65-79
Аннотация
В статье раскрываются особенности нового этапа эволюции Facebook* как глобальной коммуникационной платформы, агрегирующей данные о своих пользователях с различными целями. На примере кейса показано, что в настоящее время социальные сети являются пространством превращения повседневных коммуникаций в стратегические при неочевидности этого процесса для самих пользователей. Методологию исследования составляют концепция Web 2.0 Т. О’Рейли, теория слабых связей М. Грановеттера и концепция мемов Р. Докинза. Автор актуализирует пространство социальных сетей как пространство стратегической коммуникации и приходит к выводу о необходимости просвещения пользователей относительно характера и истинных целей такой коммуникации и войн, осуществляемое в перманентном режиме в самих сетях.
Об авторе
И. П. Кужелева-СаганРоссия
доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой социальных коммуникаций, руководитель лаборатории гуманитарных новомедийных технологий,
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
Список литературы
1. Ванн Д. (2020). Современная пропаганда: самый совершенный и незаменимый инструмент в войне пятого поколения // Per Concordiam: журнал по проблемам безопасности и обороны Европы. Том 10, № 2. С. 7-10.
2. Гавра Д.П. (2015). Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. № 3 (4). С. 229-233.
3. Докинз Р. (1989). Эгоистичный ген. Corpus (ACT).
4. Кухоренко Л.Ю., Кужелева-Саган И.П. (2014). Эволюция Facebook*:1от социальной сети к многоцелевой коммуникативной платформе (критический анализ) // Connect-Universum – 2014: сборник материалов V Международной научно-практической Интернет-конференции. Томск: И/Д Томского гос. университета. C. 148-155.
5. Пашенцев Е.В. (2017). Стратегическая коммуникация и прогностическое оружие // Трансформация международных отношений в XXI веке / Отв. ред. М.В. Грановская, О.А. Тимакова. М.: Дипломатическая академия МИД России. C. 255-262.
6. Прайер Д. (2020). Управляя трендами. Информационная война в социальных сетях // Per Concordiam: журнал по проблемам безопасности и обороны Европы. Том 10, № 2. С. 26-35.
7. Савин Л.В. (2011). Сетецентричная и сетевая война. Введение в концепцию. М.: Евразийское движение.
8. Шлупнер М. (2020). Сила мемов. Почему государства-члены НАТО должны освоить этот мощный цифровой инструментарий // Per Concordiam: журнал по проблемам безопасности и обороны Европы. Том 10, № 2. С. 20-25.
9. Barnes J.A. (1954). Class and Committees in Norwegian Island Parish. Human Relations. Vol. 7. Issue 1. P. 39-58.
10. Granovetter M. (1983). The Strength of Weak Ties: A Network Theory Revised. Sociological Theory. No. 3. P. 201-233.
11. O’Reilly T. (2005). What is Web 2.0 [эл. ресурс]: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 23.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Кужелева-Саган И.П. Социальные сети как пространство реализации стратегических коммуникаций и ведения меметических войн. Коммуникология. 2022;10(1):65-79. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-65-79
For citation:
Kuzheleva-Sagan I.P. Social Networks as a Space for the Implementation of Strategic Communications and Waging Memetic Wars. Communicology. 2022;10(1):65-79. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-65-79