ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 
Статья посвящена выявлению особенностей формирования и продвижения имиджа российских регионов в контексте стратегий их развития. Рассматриваются коммуникационные мероприятия в рамках реализуемых проектов, а также определяющие и сопутствующие им социологические основания. Теоретическую и методологическую основу статьи составила совокупность проведённых на всероссийском и региональном уровнях прикладных социологических исследований, среди которых репрезентативные опросы в целевых аудиториях, экспертные интервью, фокус-группы; медиасоциологические исследования по электронным системам автоматического анализа СМИ; методы эксперимента и включенного наблюдения. Анализировались ключевые коммуникационные мероприятия в регионах с точки зрения их влияния на общественное мнение с помощью традиционных и новых медиа, а также проблематика представления визуальных компонентов территориальных проектов.
Для исследования выбраны наиболее известные имиджевые проекты третьего тысячелетия в субъектах РФ разных федеральных округов: Южного (Волгоградская обл.), Северо-Кавказского (Республика Северная Осетия – Алания), Приволжского (Пермский край), Уральского (Челябинская обл.), Сибирского (Омская обл.), Дальневосточного (Республика Саха /Якутия/): в этих проектах автор выступал руководителем, участником или экспертом. На основе систематизации исследований предложена классификация проектов/кампаний по формированию репутации регионов, разработаны рекомендации по созданию стратегических коммуникационных моделей их продвижения во внутренней и внешней среде.
В статье предлагается авторский подход к изучению различных форм взаимодействий, проявляющихся при использовании «драматической метафоре» Б. Пирса и В. Кронена в условиях управления социальной реальностью. Показаны источники появления и специфика «драматической метафоры» в рамках теории координированного управления смыслом; отмечены возможности данной метафоры в русле управления социальной реальностью традиционного и современного общества на основе коммуникационного подхода. В качестве методологической основы исследования выступают работы А.А. Грицанова, представляющего социальную реальность в контексте интерсубъективности; Б. Пирса и В. Кронена, разработавших иерархическую модель организации смыслов действующих лиц; Ф.И. Шаркова, выделившего специфику управления социальной реальностью массового общества. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что, выработанные в условиях использования «драматической метафоры» формы взаимодействия, могут способствовать становлению управления как инструмента грамотного моделирования социальной реальности современного общества.
Статья посвящена научно-теоретическому осмыслению проблемы общественной стабильности с точки зрения коммуникативных аспектов социологии, политологии, культурологии. Целью исследования является анализ теорий социальной стабильности. В рамках достижения поставленной цели автором определены основные подходы к определению понятия «социальная стабильность» и обоснованы концепции, соответствующие современному периоду развития коммуникационной среды. Методика исследования комплексная и включает описательный метод в области теории общественной стабильности, анализ, обзор и сопоставление существующих концепций стабильности. Автор рассматривает развертывание концепта «социальная стабильность», процессы теоретического изучения вопросов общественно-политической стабильности, подробно останавливаясь на современном состоянии данной проблемы, проводя сопоставление существующих теорий отечественных и зарубежных авторов.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 
Целью исследования является мониторинг акций «digital sales promotion» авиакомпании «S7 Airlines», информация о которых была публикована в социальных сетях Vkontakte и Odnoklassniki, и анализ собранных данных. В статье авторы проанализировали цифровые инструменты и технологии, которые авиакомпания «S7 Airlines» использовала в рамках стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций для выстраивания взаимодействия с целевыми группами в социальных сетях и оказания воздействия на целевую общественность в период ограничений, вызванных пандемией COVID-19. На основе информации, которую можно увидеть в открытом доступе – комментариев и действий (просмотры, лайки, репосты) была исследована реакция аудитории на сообщения. В результате проведенного анализа авторы определили, с помощью каких инструментов авиакомпания осуществляла реализацию стратегии цифровых коммуникаций, оценили эффективность воздействия на процессы коммуникации с авиапассажирами, которые видоизменились в условиях пандемии.
В статье раскрываются особенности нового этапа эволюции Facebook* как глобальной коммуникационной платформы, агрегирующей данные о своих пользователях с различными целями. На примере кейса показано, что в настоящее время социальные сети являются пространством превращения повседневных коммуникаций в стратегические при неочевидности этого процесса для самих пользователей. Методологию исследования составляют концепция Web 2.0 Т. О’Рейли, теория слабых связей М. Грановеттера и концепция мемов Р. Докинза. Автор актуализирует пространство социальных сетей как пространство стратегической коммуникации и приходит к выводу о необходимости просвещения пользователей относительно характера и истинных целей такой коммуникации и войн, осуществляемое в перманентном режиме в самих сетях.
Статья посвящена проблеме достоверности той картины российского общественного мнения, которая вырисовывается по данным массовых опросов. Предлагается исторический подход к этой проблеме на примере проверки общепринятого предположения об изначально высоком уровне поддержки перестройки в советском обществе. Материалом служат социологические опросы в СССР и России. В работе показано, что общепринятое предположение опирается на три тезиса: (a) об особенно высоком уровне поддержки перестройки на начальных этапах; (b) о восприятии замысла перестройки населением как отвечающего его потребностям; (c) о постепенном снижении поддержки перестройки из-за возникших трудностей. Автор останавливается на каждом из них и демонстрирует, что они не соответствуют имеющимся эмпирическим данным. Представлены результаты сравнительного анализа, показывающие, что (а) поддержка перестройки не была выше обычных уровней одобрения советского руководства населением; (b) население не связывало с перестройкой своих наиболее актуальных ожиданий; (c) снижение поддержки перестройки происходило не параллельно падению уровня жизни, а одномоментно, после ослабления власти Горбачева. По аналогии с общественной поддержкой перестройки можно заключить, что возможное завышение общей поддержки политического режима в современной России представляет собой гораздо менее серьезную проблему по сравнению с внутренней структурой этой поддержки, распределением долей тех, кто высказывает ее декларативно и тех, кто готов воплощать свои политические установки в реальные действия.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 
В статье раскрываются проблемы молодежного участия в политических коммуникациях в условиях информационного общества, актуализируются новые формы политического взаимодействия. Авторы исходят из предпосылки о том, что участие молодежи в политической коммуникации включает в себя не только деятельность, связанную с традиционными формами (голосование, членство в политических партиях), но и с негативными действиями (экстремизм, ксенофобия, террор и т.д.) и, следовательно, политическое и гражданское образование играет значительную роль в изучении политической системы и процессов принятия решений. Авторский подход заключается в рассмотрении социальных медиа как современного инструмента расширения гражданского участия в современном политическом процессе, использование которых создает возможность создания и развития имиджа молодежного лидера. Новые возможности и формы политической коммуникации открыли перспективы для исследований политического участия молодежи, и в ближайшее время это будет оставаться темой, представляющей интерес для исследователей, политиков и молодежных работников.
В статье обосновывается важность СМИ в формировании у россиян патриотизма и гражданственности – качеств, без которых не представляется возможным достижение национальных целей, единства и стабильности общества. Акцентируется внимание на возрастание роли массмедиа в пропаганде темы патриотизма и гражданственности. СМИ представляются авторами как важнейший субъект воздействия на сознание граждан и как средство социализации личности в современном обществе. На основе ретроспективного анализа эволюции темы патриотизма и гражданственности в советских и российских СМИ и различных проектов патриотической направленности в новых медиа, авторы предлагают актуализировать некоторые забытые формы патриотического воспитания, а также придать этому воспитанию целевую направленность и системность. Роль СМИ в этом контексте видится в приоритетном освещении традиционных ценностей российской культуры, формировании ценностного отношения к родине, ее истории, уважительного отношения к государственной символике, родному языку, народным традициям, природе своей страны, уважительного отношения к законам, правам и обязанностям гражданина.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 
В статьепоставлена проблема трансформации природы коммуникативного в контексте виртуализации и цифровизации всех сфер культуры. Исследование построено в виде комментированного диалога с авторами книги «Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества» Д. Нортом, Д. Уоллисом, Б. Вайнгастом. Сопоставляются типы коммуникаций в традиционном обществе, обществе открытого типа и в экранной культуре (в ситуации экспансии виртуального). Противоречие («речь против речи») рассматривается в качестве переходного этапа от борьбы и конфликта к экранной симуляции коммуникации. Виртуализация коммуникативного рассматривается авторами статьи с критической точки зрения, поэтому делаются выводы о личностной деградации современного коммуниканта – аборигена цифровых джунглей. Подобный опыт исключает возможность гармонизирующего диалога как процесса согласования противоречий по одной простой причине. Если речевая собственность оказывается принадлежностью исключительно личности, то тотальная безличностность, провозглашаемая Д. Нортом, Д. Уоллисом, и Б. Вайнгастом, может поддерживаться только за счет реализуемого посредством команд насилия. Таким образом коммуникативное взаимодействие с неизбежностью вырождается до коммуникативного воздействия, которое изначально выстраивается на неравенстве партнеров.
Статья посвящена анализу последних тенденций в развитии медиадискурса Арабской Республики Египет (АРЕ). Рассмотрена история становления египетских СМИ с акцентом на изменения государственной политики в области СМИ после революционных событий 2011 и 2013 годов. Разобраны основные положения законодательства, регулирующего масс-медиа, и на его влияние на прессу. Приведены статистические данные и экспертные суждения, характеризующие эффективность деятельности масс-медиа в АРЕ. Даны оценки независимых НПО относительно соблюдения принципа свободы слова в этой ближневосточной страны. Перечислены основные причины популярности иностранных альтернативных источников информации.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 
Коммуникационный режим рассматривается как социально-политический феномен, требующий полипарадигмального, междисциплинарного исследования. Управление коммуникационным режимом рассматривается как процесс, а управляемость – как атрибутивная качественная характеристика коммуникационного режима, как цель и результат управления. Управляемость трактуется как мера контроля со стороны управляющего центра в отношении объектов управления, мера добровольного согласия объектов управления со степенью своей подчиненности и автономности. Управляемость достигается тогда, когда общество добровольно интериоризирует, согласует и признает институционализированные практики, структуры, формы, инструменты, степень контроля коммуникаций и санкции за отклонения от установленных норм. Для обеспечения управляемости требуется эффективная реализации таких функций субъектов управления, как упорядочивание, контроль и реализация, достижение солидарности и согласованности всех участников коммуникации. Критериями управляемости коммуникационных режимов являются: возможность бесконфликтного перевода системы из одного состояния в другое, способность субъектов управления достигать контролируемых параметров коммуникационного режима, способность использовать для регулирования коммуникационных режимов механизмы самоорганизации и саморефлексии объектов управления. Автор предлагают методику анализа управляемости коммуникационных режимов. Ее применение позволяет: (1) выявить тип управления коммуникационным режимом (по степени конвенциональности и месту расположения центра управления коммуникациями) и определить уровень его независимости и легитимности; (2) определить особенности управляемости коммуникационного режима в том или ином типе управления коммуникационными режимами. Размышления и выводы автора иллюстрируются примерами коммуникационных режимов в разных странах.
Исследование посвящено анализу трансформации технологий взаимодействия органов власти с различными целевыми группами в условиях цифровизации и медиатизации всех сфер жизни общества. В современных условиях комплексная проблема оптимизация взаимодействия власти с населением стоит достаточно остро. В зоне особого внимания ученых находятся вопросы, связанные с технологиями управления общественным мнением, со спецификой коммуникационного взаимодействия органов власти с населением в сфере предоставления государственных услуг и организации обратной связи, с антикризисными коммуникациями в сфере деятельности органов власти и др. Возникает необходимость разработки концептуальной модели современной коммуникации органов власти различного уровня с целевыми группами.
Задача, на решение которой направлено исследование, заключается в том, чтобы (а) установить, какие принципы лежат в основе взаимодействия органов власти с аудиторией в условиях цифровизации и медиатизации всех сфер жизни общества; (б) разработать концептуальную модель эффективной коммуникации органов власти различного уровня с целевыми группами. Предполагается, что решение этой задачи позволит, во-первых, выработать принципы управления общественным мнением посредством использования эффективных коммуникационных практик, PR-технологий; во-вторых, разработать методологические принципы взаимодействия органов власти с целевыми группами в условиях свободного доступа населения к потокам информации различной направленности, а также практические рекомендации по внедрению эффективных практик в области цифровой трансформации государственного управления. Авторами сформулированы комплексные проблемы разработки модели взаимодействия органов власти с целевыми группами в условиях глобальной цифровизации; систематизированы эффективные коммуникационные практики, обеспечивающих систему взаимодействия органов власти с целевыми группами; обоснованы методологические подходы к разработке принципов взаимодействия органов власти с различными целевыми аудиториями посредством использования новейших инфокоммуникационных технологий.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 
В статье представлены результаты актуального анализа феномена партии власти на основании тенденций партогенеза и данных социальных мониторингов 2019–2021 годов. Автор показывает, что проблема консолидации основных кластеров политической власти современной России, рассмотренная через призму феномена партии власти должна решаться с учетом результатов анализа института общественного мнения, поскольку он связан с процессами легитимации политической власти и достижением социально-политического консенсуса. В контексте данных опросов общественного мнения по ключевым политическим вопросам феномен партии власти выступает интегральным явлением, которое аккумулирует социальные ожидания общества, актуальный запрос на ценностно ориентированную демократическую власть. Вместе с тем, современная политическая партия власти не вполне соответствует параметрам политической субъектности и социальным ожиданиям. С одной стороны, в общественном сознании она является оплотом и гарантом стабильности, проводником общенациональных интересов, основным актором процессов консолидации политической власти. С другой стороны, фиксируется разрыв между властью и обществом, между социальными ожиданиями россиян и современной социально-политической реальностью, между запросом на демократическое участие граждан в политических процессах страны и реальной практикой ротации партийных элит, электоральным поведением, электоральными предпочтениями россиян и процессами политического управления страной.
В статье анализируется концепт «партийно-электоральной агрегации» на материале демократических процессов современной России. Ныне электоральная политика России во многом сосредоточена на парламентских партиях, которые также влияют на структурирование политики в Государственной Думе. Партии стали важным элементом российской политической сцены. Партийно-электоральная агрегация репрезентируется сегодня в трех базовых моделях: политико-маркетинговая, кластерная, гражданско-идентичная. Изучение эволюции указанных моделей показывает, что по мере прохождения «демократического транзита» меняется удельный вес и ведущая роль названных моделей, востребованных в политической практике. На начальных этапах партийного строительства в постсоветской России оказывается более востребована политико-маркетинговая модель как базовая. В последующем – кластерная в сочетании с политико-маркетинговой. В настоящее время партийно-электоральная деятельность переформатируется на модель, ориентированную на гражданскую идентичность и политические технологии ее формирования и функционирования. Последующий углубленный анализ эволюции и взаимосвязи указанных моделей позволит сформировать возможности более углубленной партийно-политической аналитики и базы для эффективного управления этими процессами.
ISSN 2311-3332 (Online)