СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-107-118
Аннотация
В статье обосновывается важность СМИ в формировании у россиян патриотизма и гражданственности – качеств, без которых не представляется возможным достижение национальных целей, единства и стабильности общества. Акцентируется внимание на возрастание роли массмедиа в пропаганде темы патриотизма и гражданственности. СМИ представляются авторами как важнейший субъект воздействия на сознание граждан и как средство социализации личности в современном обществе. На основе ретроспективного анализа эволюции темы патриотизма и гражданственности в советских и российских СМИ и различных проектов патриотической направленности в новых медиа, авторы предлагают актуализировать некоторые забытые формы патриотического воспитания, а также придать этому воспитанию целевую направленность и системность. Роль СМИ в этом контексте видится в приоритетном освещении традиционных ценностей российской культуры, формировании ценностного отношения к родине, ее истории, уважительного отношения к государственной символике, родному языку, народным традициям, природе своей страны, уважительного отношения к законам, правам и обязанностям гражданина.
Об авторах
А. В. ВозжениковРоссия
доктор политических наук, профессор кафедры культурологи и социальной коммуникации Института общественных наук,
Москва
А. Н. Кузнецов
Россия
первый заместитель председателя Центрального правления Российского союза ветеранов Афганистана,
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84
Список литературы
1. Волгин Н.А., Охотский Е.В., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И. (2019). Основы социального государства учебник. Сер. Высшее профессиональное образование. Москва: Дашков и К.
2. Ешев М.А. (2014). Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. № 5. C. 85-88.
3. Кузнецов М.М. (1966). Красная новь // Очерки истории русской советской журналистики. Т. 1. 1917-1932. Москва.
4. Кустарев А. (2000). Конкуренция и конфликт в журналистике // Pro et Contra. Т. 5. № 4.
5. Отношение населения страны к средствам массовой информации и их содержанию. Дополнительная справка к результатам исследования, 20.11.2010 [эл. ресурс]: http://www.zircon.ru/upload/iblock/25e/101120.pdf.
6. Тоффлер Э. (2002). Третья волна. М.: Издательство АСТ.
7. Тульчинский Г.Л. (2018). Политическая культура России: источники, уроки, перспективы. СПб.: Алтейя.
8. Шарков Ф.И. (2010). Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны»). М.: Дашков и К.
9. Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства // Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107.
Рецензия
Для цитирования:
Возжеников А.В., Кузнецов А.Н. СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы. Коммуникология. 2022;10(1):107-118. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-107-118
For citation:
Vozzhenikov A.V., Kuznetsov A.N. Mass Media as a Subject of Shaping the Citizens’ Public Spirit: historical experience and prospects. Communicology. 2022;10(1):107-118. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-107-118