«Простой и понятый язык» как новый тренд коммуникации государства и общества
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-85-94
Аннотация
Анализируя современные коммуникативные практики органов власти разных уровней, а также выступления и посты в социальных сетях ряда российских чиновников, автор статьи указывает на заметные изменения в стилистике коммуникаций государства и общества по сравнению с предыдущими периодами. Триггером данных изменений, наметившихся с момента появления новых средств коммуникации и поддержанных активным распространением интернета, стала ситуация пандемии коронавируса, которая потребовала от государства выстраивать кризисные коммуникации, требующие ясности сообщений, скорости их доставки и обращения к эмоциям аудитории. Отмеченные изменения можно считать трендом, который будет только усиливаться, в том числе и благодаря наблюдаемому во многих странах Европы росту популярности «простого и ясного языка», ставшего ответом на проблему низкого уровня читательской грамотности. Однако главным образом он будет поддержан благодаря активному развитию новых форматов коммуникаций государства и общества, выстраивающихся на базе популярных у аудитории социальных сетей, что можно считать результатом так называемой пятой коммуникационной революции, которая стирает грань между письменной и устной речью и ведет к появлению новых речевых жанров. Государственные институты охотно принимают перемены и изъявляют желание искать новый tone of voice в коммуникации с гражданами, а также обучаться актуальным коммуникационным практикам.
Об авторе
Л. В. КатышеваРоссия
Катышева Лариса Валерьевна – старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в государственном управлении» Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС.
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82.
Список литературы
1. Катышева Л.В. (2020). Современные лидеры в борьбе с пандемией и недоверием // Личность: ресурсы и потенциал. № 4 (8). С. 18-24.
2. Катышева Л.В. (2021). Финские и южнокорейские практики как основа для поиска универсальных подходов к кризисным коммуникациям в период пандемии COVID-19 // Коммуникология. Том 9. № 4. C. 66-82.
3. Медина Д. (2018). Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. М.: Манн, Иванов и Фербер.
4. Нечаева Н.В., Хельмле К.-С., Каирова Э.М. (2021). Перевод на ясный и / или простой языки как интралингвальный вид перевода и подготовка переводчиков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Т. 20. № 3. С. 99-108.
5. Шевченко В.Э. (2013). Теоретические основы визуальной коммуникации // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. № 20 (163). Вып. 19. С. 174-180.
6. Bell D. (1996). The Cultural Contradictions of Capitalism. Basic Books; special ed.
7. Betoncu O., Ozdamli F. (2019). The disease of 21st century: Digital disease. Central and Eastern European Online Library [el. source]: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=769088.
8. Cressler J.D. (1998). The Communications Revolution. In: Silicon Earth, 2nd ed. CRC Press, 2016.
9. Dan L.I. (2021). On the Basic Conditions and Realistic Approaches to Build the Belt and Road Cultural Community. Journal of Renmin University of China. Vol. 35. No. 6. P. 165-175.
10. Fremer M., Leskelä L., Onkamo U., Piehl A., Raevaara L., Tiililä U. (2019). Clear language is inclusive and prevents exclusion [el. source]: https://vm.fi/documents/10623/12914468/Policy_Brief_1_2019.pdf/0a1dd1b1-257f-1f18-63ba-36ea83a9c308/Policy_Brief_1_20-19.pdf.
11. Kortti J. (2021). Revolution talk and media history. In: Academia Letters Helda [el. source]: https://doi.org/10.20935/AL811.
12. Logan R. (2020). Marshall McLuhan’s General System Thinking and Media Ecology. New Explorations: Studies in Culture and Communication. Vol. 1. No. 2. P. 187-200.
13. Technical Report of the Survey of Adult Skills (2019). OECD [el. source]: https://www.oecd.org/skills/piaac/publications/PIAAC_Technical_Report_2019.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Катышева Л.В. «Простой и понятый язык» как новый тренд коммуникации государства и общества. Коммуникология. 2022;10(2):85-94. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-85-94
For citation:
Katysheva L.V. Plain and easy language as a new trend of communication between the state and society. Communicology. 2022;10(2):85-94. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-85-94