Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Социальная функция мемов о COVID-19 в новых медиа

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-161-169

Аннотация

Статья является аналитическим обзором существующей литературы по проблематике социальной функции мемов о COVID-19. В статье представлены научные источники – преимущественно публикации последних десяти лет, однако раскрытие заявленной в статье темы не представляется возможным и без основополагающих работ, касающихся истории возникновения самих мемов. Автор при этом опирается на работы М.М. Бахтина, Р. Докинза, Д. Рашкоффа. При описании классификации и социальных функций мемов автор принимал во внимание отечественные культурологические и лингвистические исследования таких авторов как А.Б. Бочаров, А.В. Крохина, Н.А. Зиновьева, Ю.В. Щурина. В контексте социальной функции мемов о пандемии автором были приняты во внимание статьи отечественных авторов, изучающих их социальное и культурное значение. Однако выявленные лакуны в отечественной литературе мотивировали автора обратиться и к схожим зарубежным исследованиям, например, работе Flecha Ortiz о культурных особенностях восприятия мемов о пандемии испаноязычными пользователями. В заключение обзора автор приходит к выводу, что несмотря на тот факт, что тема определенно представляет интерес для научного сообщества и можно проследить конкретные тенденции и направления в ее изучении, она пока еще, к сожалению, не достаточно изучена, и на данный момент не существует отечественных масштабных исследований посвященных этой вопросу.

Об авторе

А. А. Мартынов
Международный институт новейших государств
Россия

Мартынов Алексей Анатольевич – журналист, политолог, ведущий авторских радиопрограмм радиостанции ВЕСТИ ФМ, директор Международного института новейших государств.

115035, г. Москва, ул. Пятницкая, 25/1.



Список литературы

1. Аршинская Н.А. (2015). Интернет-мемы в коммуникативном пространстве: функции // Национальная ассоциация ученых (НАУ). № 6-3 (11). C. 49-52.

2. Бабикова М.Р. (2021). Интернет-мемы как инструмент soft-power – технологии миромоделирования современной молодежи // Политическая лингвистика. № 5 (89). С. 116-121.

3. Бахтин М.М. (1986). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Введение (Постановка проблемы) //Литературно-критические статьи. С. 291-352.

4. Беседина В.Г. (2019). Интернет-мем как инструмент копинга // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход–2019: материалы Международной научнопрактической конферен-ции / под общ. ред. И.В. Рогозиной. Барнаул: Изд-во АлтГТУ. С. 16-19.

5. Бочаров А.Б., Демидов М.О. (2020). Мемы, мем-вирусы: их сущность и распространение в инфосфере и медий ном пространстве // Управленческое консультирование. № 9. С. 92-100.

6. Горбатов Д.С., Байчик А.В., Бобрикова Л.В. (2021). Новостные Интернет-мемы: типология и социальные функции // Universum: общественные науки. № 1-2 (71). C. 23-25.

7. Груздов К.О., Крохин А.В., Пирогова К.А. (2021). Отношение жителей Барнаула к юмористическому медиаконтенту в период Сovid-19 // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. С. 230-235.

8. Докинз Р. (2013). Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. Москва: ACT.

9. Зиновьева Н.А. (2015). Функции интернет-мемов в обществе. Социологический взгляд // Интернет и современное общество: труды XVIII Всерос. объед. конф. СПб.: ИТМО. С. 54-56.

10. Кронгауз М.А. (2014). Мем в русскоязычном Интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии. С. 87-95.

11. Кужелева-Саган И.П. (2022). Социальные сети как пространство реализации стратегических коммуникаций и ведения меметических войн. Коммуникология. Т. 10. № 1. С. 65-79.

12. Кулинич М.А. (2021). Пандемия в зеркале англоязычного и русскоязычного юмора // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. № 3. С. 100-110.

13. Надежкина Е.С., Кириллина Н.В. (2008). Северный сосед: мемы о народе и власти как инструмент формирования имиджа России в цифровом пространстве Китая. Коммуникология. Т. 8. №2. С. 181-192.

14. Рашкофф Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура.

15. Щурина Ю.В. (2014). Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. № 6 (59). С. 85-89.

16. Chuanzhao L. et al. (2020). Psychological and Ethnocultural Sensitivities in the Perception of COVID-19 Memes by Young People in Russia and China. Psychology in Russia: State of the art. Vol. 13. No. 4. P. 148-167.

17. Flecha Ortiz J.A. et al. (2021). Analysis of the use of memes as an exponent of collective coping during COVID-19 in Puerto Rico. Media International Australia. Vol. 178. No. 1. Р. 168-181.


Рецензия

Для цитирования:


Мартынов А.А. Социальная функция мемов о COVID-19 в новых медиа. Коммуникология. 2022;10(2):161-169. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-161-169

For citation:


Martynov А.А. The social function of COVID-19 memes in new media. Communicology. 2022;10(2):161-169. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-161-169

Просмотров: 258


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)