Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179

Аннотация

Развитие средств массовой информации и социальных сетей радикально изменило практики потребления медиа, а собственно аудитория превратилась в сообщества активных пользователей – субъектов коммуникационных процессов. Пользователи получают и активно используют право выбора того формата, канала и контента, который им наиболее близок на основе их личного опыта, психоэмоционального состояния, социокультурных характеристик и предпочтений. Но во-первых, выбор пользователя не всегда является осознанным, во-вторых, самоидентификация пользователя и дальнейший выбор канала и содержания часто основан на принципе «свой» – «чужой», что ведет к усилению социальной и политической поляризации в процессе потребления медиа. В статье на основе анализа российских и зарубежных источников, посвященных поведению аудитории современных медиа и фрагментации аудитории, а также с позиций структурного подхода к изучению социальных систем, анализируется процессы, взаимосвязанные с фрагментацией аудитории медиа. На основе проведенного анализа автор приходит к заключению о том, что фрагментация аудитории и поляризация общественного мнения обусловлена, помимо возможных политических барьеров, особенностями функционирования медисистемы. 

Об авторе

Н. В. Кириллина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия

Кириллина Наталья Владимировна – к.с.н., доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС.

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 84.



Список литературы

1. Бакулев Г.П. (2013). Социокультурные эффекты фрагментации аудитории // Вестник ВГИК. № 17. С. 137-146.

2. Кириллина Н.В. (2021). О роли пользователя и фрагментации сети // Коммуникология. Том 9. № 2. С. 41-49.

3. Кириллина Н.В. (2021). Фрагментация цифрового пространства и социокультурные аспекты развития цифровой дипломатии // Россия и мир: диалоги. Материалы Пятой международной научно-практической конференции 18–19 марта 2021 г. С. 88-95.

4. Лещенко Т.А., Соколова И.В., Теплова Л.И. (2019). Неизбежность отчуждения коммуникации в эпоху глобализации // Информационное общество. № 1-2. С. 69-74.

5. Мамедов А.К., Якушина О.И. (2015). Поиск идентичности в современных реалиях // Вестник РУДН, серия Социология. Том 15. № 4. С. 20-30.

6. Назаров М.М. (2015). К вопросу о фрагментации современного медиаландшафта: теория и эмпирические результаты // Информационное общество. № 2-3. С. 91-100.

7. Назаров М.М. (2018). Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. № 8. С. 54-64.

8. Baudrillard J. (1981). Simulacra and Simulation. Michigan: University of Michigan Press.

9. Giddens A. (1991). Modernity and Self-Identity. Polity Press.

10. Ksiazek T. (2019). Fragmentation of News Audience. In: T. Vos, F. Hanusch (eds). The International Encyclopedia of Journalism Studies. John Wiley & Sons.

11. McLuhan M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.

12. McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill.

13. McLuhan M. (1967). Hot & Cool. New York: The New American Library.

14. Newman N., Fletcher R., Kalogeropoulos A., Levy D., Nielsen R. (2017). Reuters institute Digital News Report [el. source]: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf.

15. Pariser E. (2011). The Filter Bubble: How the New Personalized Web Is Changing what We Read and How We Think. London: Penguin Books.

16. Pham T.M., Kondor I., Hanel R., Thurner S. (2020). The effect of social balance on social fragmentation. Journal of the Royal Society Interface. Vol. 17. Issue 172. DOI: 10.1098/rsif.2020.0752.

17. Sunstein C.R. (2009). Republic.com 2.0. Princeton University Press.

18. Toffler A. (1980). The Third Wave. N.Y.: Morrow.

19. Turow J. (1997). Breaking up America: Advertisers and the new media world. Chicago: University of Chicago Press.

20. Van Dijk J. (1999). The Network Society. SAGE Publications.

21. Webster J. (2018). Audience Behavior. In: Mediated Communication. DeGruyter [available from]: https://www.researchgate.net/publication/329972213_Audience_Behavior.

22. Webster J., Ksiazek T. (2012). The dynamics of audience fragmentation: Public attention in an age of digital media. Journal of Communication. Vol. 62. No.1. P. 39-56.

23. Weisberg J. (2011). Bubble Trouble: Is Web personalization turning us into solipsistic twits? Slate Magazine [el. source]: https://slate.com/news-and-politics/2011/06/eli-pariser-s-the-filter-bubbleis-web-personalization-turning-us-into-solipsistic-twits.html.


Рецензия

Для цитирования:


Кириллина Н.В. Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру. Коммуникология. 2022;10(2):170-179. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179

For citation:


Kirillina N.V. Fragmentation of Media Audience: from global village to global theater. Communicology. 2022;10(2):170-179. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-170-179

Просмотров: 710


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)