Сторителлинг в развитии: технологии и контексты
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-142-157
Аннотация
Статья посвящена технологии сторителлинга, предполагающей производство и продвижение оптимизированных историй в интересах компаний и их продуктов. Исследуется динамическое развитие данного направления науки и практики, от структурирования универсальных технологий до фокусирования на определенных моделях построения и актуального применения этих технологий в различных социально-экономических контекстах. Авторами рассматриваются взаимоувязанные понятия «сторителлинг» и «конфликт», выполняющие задачу управления конфликтом в целях получения позитивного эффекта. Показывается, как конфликтная составляющая истории одновременно служит ее большей привлекательности и продвижению конфликта в сторону конструктивного решения. Демонстрируется практика создания иммерсивных историй, спонтанно или организованно возникающих в среде потребителей и СМИ, а также реакция на них компаний в виде создания контристорий. Анализируется опыт сторителлинга трех корпораций: «Проктер & Гэмбл», «Филип Моррис» и «Макдональдс».
Об авторах
А. Н. ЧумиковРоссия
Чумиков Александр Николаевич – доктор политических наук, профессор; профессор кафедры коммуникационных технологий Института международных отношений и социально-политических наук
119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38/1
С. Ю. Чумикова
Россия
Чумикова Светлана Юрьевна – кандидат политических наук, доцент кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Экономического факультета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Грегерсен Х. (2019). Вопросы – это ответы. М.: Манн, Иванов и Фербер.
2. Дайер Д., Далзелл Д., Олегарио Р. (2005). Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов. М.: Альпина Бизнес Букс.
3. Макки Р. (2012). История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Пер. с англ., 4-е изд. М.: Альпина нон-фикшн.
4. Макки Р. (2019). Сториномика: Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире / Р. Макки, Т. Джерас; пер. с англ. М.: Альпина нонфикшн.
5. Мушин-Македонский А. (2022). Нарративное лидерство. Искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй. М.: Альпина-Про.
6. Родина Т.М. Драма (в литературе) // Большая советская энциклопедия [режим доступа]: http://bse.sci-lib.com/article032926.html.
7. Самарцев О.Р. (2017). Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики) / О. Р. Самарцев; под общ. ред. Я.Н. Засурского. 4-е изд. М.: Академический проект.
8. Симакова С.И., Енбаева А.П. (2019). Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 1 (31). С. 110-117.
9. Симмонс А. (2013). Сторителлинг. Как использовать силу историй / Пер. с англ. А. Анваера. М.: Манн, Иванов и Фербер.
10. Степанов В.Н. (2023). Иммерсивный брендинг территорий // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы IХ Международной научно-практической конференции. С-Пб. 27 февраля – 2 марта 2023 г. / Под ред. проф. А.Д. Кривоносова. Спб: СПбГЭУ. C. 57-61.
11. Хатченс Д. (2019). 9 техник сторителлинга. Минск: Попурри.
12. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Юдакова О.В., Борщевская Ю.М. (2016). Метод сторителлинга в корпоративном управлении // Фундаментальные исследования. № 12-5. С. 1162-1166.
13. Чумиков А.Н. (1998). Креативные технологии «паблик рилейшнз» / А. Н. Чумиков. М.: МГУ.
14. Чумиков А.Н. (2016). Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд / А.Н. Чумиков. Изд. 2-е. М.: Аспект-пресс.
15. Чумиков А.Н. (2023). Антикризисные коммуникации. М.: Проспект.
16. Шомова С.А. (2016). Политический сторителлинг // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. II Междунар. науч. конф., 24-25 нояб. 2016 г. / Под ред. Н. Ф. Федотова. Казань. С. 302-305.
17. Armstrong D.M. (1992). Мanaging by storying around. NY: Doubleday.
18. Callahan Sh. (2016). Putting Stories to Work. Pepperbeg Press.
19. Fog K., Budtz C., Yakaboylu B. (2005). Storytelling: Branding in Practice. Berlin: Springer. Homo-Narrans: Story-Telling in Mass Culture and Everyday Life (1985) Journal of Communication. Vol. 35, No. 4. DOI:10.1111/j.1460-2466.1985.tb02973.x.
20. Weick K.E. (1995). Sensemaking in organization. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
Рецензия
Для цитирования:
Чумиков А.Н., Чумикова С.Ю. Сторителлинг в развитии: технологии и контексты. Коммуникология. 2023;11(1):142-157. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-142-157
For citation:
Chumikov A.N., Chumikova S.Yu. Storytelling in Development: universal technologies and current contexts. Communicology. 2023;11(1):142-157. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-142-157