Preview

Коммуникология

Расширенный поиск
Том 11, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 

15-30 427
Аннотация

Проблема искажения информации обострилась в последние годы, но существовала она и столетия назад. Фактически с момента своего возникновения информация являлась ценнейшим ресурсом и инструментом, с помощью которого можно было воздействовать на общественное мнение и, при необходимости, искажать информацию в выгодном для себя свете. Феномен искажения информации не нов и тесно связан с историей развития человечества. Однако, с развитием форм и инструментов коммуникации и по мере изменения характеристик информационной среды, усложняются и способы искажения информации. Увеличивается не только количество типов искаженной информации и форм таких искажений, но и количество и разнообразие подходов, способов классификации и критериев дифференциации видов, что вполне отвечает потребности в систематизации форм искажения информации в ответ на происходящие изменения. В данной статье предпринята попытка критического анализа методологической базы исследования феномена искаженной информации и выявлены основные направления и методологические подходы к её изучению.

31-46 170
Аннотация

В статье рассматриваются новые тренды информационного контента, который продуцируется самыми популярными российскими женщинами-блогерами. Целью статьи является изучение дискурсивных полей, формируемых женщинами-инфлюенсерами в российском сегменте онлайн-пространства. Женщины-инфлюенсеры способны формулировать гендерную специфику публикуемого контента, что приводит к трансформации дискурсивных полей сначала в онлайн-пространстве, а затем и в офлайн-реальности. Главным каналом коммуникации инфлюенсеров с целевой аудиторией выступают социальные медиа, которые, с одной стороны, предоставляют иллюзорную свободу волеизъявления, с другой – выстраивают новую, латентно функционирующую иерархическую систему управления общественным мнением. Имея прямой канал коммуникации с аудиторией, женщины-инфлюенсеры способны транслировать гендерную повестку, воспроизводить гендерные стереотипы, закрепляя их в существующем транзите социального действия из онлайн в офлайн-пространство. В результате проведенного сетевого и лингводискурсивного анализа, были сделаны выводы о том, какие дискурсивные поля, транслируемые женщинами-инфлюенсерами, являются наиболее популярными у пользователей, что в дальнейшем будет не только конструировать их образ жизни, но и влиять на восприятие гендерной повестки дня, раскрывающей различные аспекты женщины (самореализация, семья, карьера, политика, образование и т.д.).

47-60 247
Аннотация

Кризисные ситуации, такие как пандемия коронавирусной инфекции, влияют на поведение человека. Ответная реакция на них для большинства людей – это страх и соответствующее поведение, вызванное страхом. На современном этапе социальные сети насчитывают огромное число пользователей по всему миру, а пользователи – частные лица, государственные организации и предприятия бизнеса свободно пересылают, размещают и комментируют сообщения в социальных сетях. Это позволяет охватить большую аудиторию за очень короткое время. Однако не все сообщения в социальных сетях можно классифицировать как достоверные. С одной стороны, многие люди, группы и организации используют социальные сети в качестве инструмента распространения слухов и фальшивых новостей, а с другой стороны, многие люди верят слухам и фейкам, распространяемым в социальных сетях, и не в состоянии отличить достоверные новости о собственно фейков. В связи с этим в настоящей статье с помощью метода количественного сбора данных исследуется, действительно ли родители в Федеративной Республике Германия чаще верят в слухи и фальшивые новости в социальных сетях, чем бездетные. Результаты показывают, что люди, имеющие одного или нескольких детей в возрасте до двенадцати лет, чаще верят распространяемым фейкам, как, например, то, что прививка COVID-19 изменяет генетический материал, чем те, у кого детей нет.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 

62-72 244
Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, посвященного изучению гендерной специфики феноменов социальное одиночество и социальное благополучие как социально-экономических антонимов. Вопрос гендерной сегрегации как фактор усиления социального одиночества ставится крайне остро, поскольку в большей степени брачное и гораздо в меньшее репродуктивное поведение женщин может быть сопряжено именно с опасением социального одиночества, что требует уточнения факторов демографического развития общества. Изучение гендерных аспектов социального одиночества актуально и в контексте проблемы сохранения традиционных конструктов семьи. В статье анализируются представления женщин о социальном одиночестве в контексте их брачного и репродуктивного поведения. Результаты основываются на осуществленном автором эмпирическом общероссийском исследовании, проведенном весной 2022 года (общее количество респондентов – 2500 чел., выборочная совокупность женщин составила 43% 1075 чел.). На основе проведенного исследования определена типологизация групп по критерию социального самоощущения женщин. Определены предпосылки склонности женщин к социальному одиночеству, и наоборот факторы социального благополучия. Результаты исследования позволяют сделать выводы о поведении женщин в современном обществе, об их самоидентификации в обществе, в семье, в профессии, а также о семье – как вероятностном факторе снижения ощущения социального одиночества среди женщин и росте ощущения социального благополучия.

73-85 141
Аннотация

В статье рассматриваются вербальные элементы перфекционизма как коммуникативной стратегии рекламно-информационного дискурса годовых отчетов промышленных компаний для репрезентации высоких достижений, нацеленных на создание положительного имиджа. Материалом исследования послужила выборка из 2882 контекстных употреблений слов с семантикой перфекционизма, характеризующих собственную деятельность компаний (лучший, максимальный, высокий, совершенствование, повышение, увеличение, рост). Методы исследования включали выборочный статистический и контент-анализ. Согласно полученным результатам, перфекционизм охватывает ключевые направления деятельности компаний – производство высококачественной продукции, социально ответственное корпоративное управление, совершенствование системы управления финансовой деятельностью, применение лучших отраслевых практик в использовании энергоресурсов, повышение вовлеченности персонала за счет эффективных материальных выплат и нематериального поощрения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности сотрудников. Меньшие количественные данные получены по направлениям: управление бизнес-процессами, промышленная безопасность и охрана труда, цифровые технологии. Перфекционизм в дискурсной репрезентации интегрированной отчетности акцентирует внимание на потребностях и интересах пользователей – качестве готовой продукции и заботе о социальном благополучии целевой аудитории, включающей заказчиков, инвесторов, стейкхолдеров, работников предприятий, население регионов присутствия.

86-94 191
Аннотация

Перед системой коммуникационного менеджмента органов государственной власти стоит глобальная задача – формирование положительного имиджа с целью повышения индекса доверия граждан к властному институту страны в целом. В связи с масштабностью данной задачи и наличием проблематики, связанной с бесконтрольностью информационных потоков и низким уровнем доверия к органам государственной власти, достижение данной задачи не всегда возможно через внутренние кадровые и экспертные ресурсы. В решении подобных проблем актуально привлечение внешних консультантов, которые, обладая с уникальной экспертизой и релевантным опытом коммуникационного менеджмента, смогут повысить результативность и обеспечить эффективность коммуникационных решений. В данной статье автором анализируется актуальность применения коммуникационного консалтинга в органах государственной власти. Выявлены ключевые коммуникационные проблемы в данном институте и применяемые инструменты коммуникационного консалтинга.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 

96-108 125
Аннотация

Актуальность статьи связывается автором с необходимостью защиты и трансляции российского цивилизационного кода в условиях новой реальности. Методологической основой исследования послужили приёмы контент-анализа трудов ведущих исследователей, а также дискурс-анализа публикаций в СМИ и на информационных ресурсах. Автор делает акцент на культуре как одной из основ для сохранения и трансляции российского цивилизационного кода. В этой связи, исследователь обращается к таким категориям как культурный суверенитет и культурный иммунитет. В статье осуществлён анализ нормативно-правовых источников, в приоритете которых состоит сохранение российского цивилизационного кода. Автор анализирует пространство социальных коммуникаций и обращает внимание на общественную поддержку законодательных инициатив, направленных на защиту российского культурного суверенитета, а также на усиление российского культурного иммунитета. В статье позиционируется значимость актуализации идеологических оснований взаимодействия государства и социума в контексте сохранения российского цивилизационного кода. Автор обращает внимание на проблемные аспекты ценностно-смыслового фундирования деятельности современной российской политической элиты, затрудняющие эффективность социальных коммуникаций. Исследователь выдвигает тезис о целесообразности развития просветительского направления образовательной и воспитательной деятельности, ориентированного на трансляцию российского цивилизационного кода в молодёжной информационной среде.

109-117 166
Аннотация

Патриотизм может быть ценностью только при принятии человеком определенных осознанных решений и осуществлении конкретных активных действий. Тем самым патриотизм, как и иные ценности может реализоваться посредством осознания его предписывающей силы и его принятия человеком как принципа деятельности. Раскрытие И.А. Ильиным сущности патриотизма позволяет сформулировать такие нравственные принципы как уважение, любовь к Родине и гордость за свое Отечество. Кроме того, сущность патриотизма формирует преимущественность национальной правовой культуры, но не ее исключительность; однородность путей и способов духовной жизни народа; сохранение сложившегося духовно-нравственного уклада российской жизни (национального характера) и своеобразных актов национального строения и самоопределения. Патриотизм также предполагает единство национальной культурной системы и духовно-культурных достижений народа; творческое единение людей в национальной культуре; братство народов и неприкосновенность национально-автономной жизни. Авторы исходят из понимания, что действие этих принципов является основой государственного правосознания и единства внутренней жизни государственного союза и обосновывают их государственное признание, правовая охрана и нормативное регулирование на федеральном уровне.

118-129 155
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемы содержания медиаобраза и процесс его формирования на фоне обострившегося политического и экономического противоборства. Авторы актуализируют некоторые характеристики феномена медиаобраза и его роль в процессах обеспечения национального суверенитета. Исследование построено на анализе медиаобраза Чеченской Республики как наиболее сложного с исторической, конфессиональной, политической и других точек зрения. Важным аспектом формирования положительного наполнения медиаобраза Чечни является образ его главы. Феномен медиаобраза региона представляется авторами в его влиянии на формирование мировоззрения социума, наполненности эмоциональным, смысловым, субъективным содержанием. На основе анализа опыта Чеченской республики авторы приходят к заключению, что продвижение положительного медиаобраза региона в СМИ с участием региональных и федеральных органов власти способно обеспечивать решение наиболее острых социально-экономических задач региона как составной части Российского государства.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 

131-141 152
Аннотация

Данная работа рассматривает понятие цифровой солидарности, возникшее в эпоху развития высоких технологий, цифровизации и цифровой культуры. Как форма социальной поддержки и одобрения в цифровом пространстве такой вид солидарности набирает популярность за счет возможности использования универсальных кодов, хэштегов для маркировки определенной тематики, обозначения принадлежности к сообществу и «узнавания» своих в цифровой коммуникации. Пандемия коронавируса ускорила процессы коммуникации в цифровом пространстве, что создало необходимость в формировании новых культурных кодов и смыслов в онлайн-среде. В отдельных сферах, например, в экологической повестке, существует особая необходимость в маркировке сообщества, если оно только формируется и требует информационного освещения. На примере цифровой солидарности в экологической тематике, исследуемой по хэштегам в социальных сетях, данная статья раскрывает новую форму социального взаимодействия, которая способствует социальной интеграции и совместному выражению идей. В результате исследования выделены хэштеги первого и второго порядка, которые определяют спектр тематик, вовлеченность в проблематику и используются в основном в комбинациях для усиления эффекта и увеличения охватов в социальных сетях.

142-157 257
Аннотация

Статья посвящена технологии сторителлинга, предполагающей производство и продвижение оптимизированных историй в интересах компаний и их продуктов. Исследуется динамическое развитие данного направления науки и практики, от структурирования универсальных технологий до фокусирования на определенных моделях построения и актуального применения этих технологий в различных социально-экономических контекстах. Авторами рассматриваются взаимоувязанные понятия «сторителлинг» и «конфликт», выполняющие задачу управления конфликтом в целях получения позитивного эффекта. Показывается, как конфликтная составляющая истории одновременно служит ее большей привлекательности и продвижению конфликта в сторону конструктивного решения. Демонстрируется практика создания иммерсивных историй, спонтанно или организованно возникающих в среде потребителей и СМИ, а также реакция на них компаний в виде создания контристорий. Анализируется опыт сторителлинга трех корпораций: «Проктер & Гэмбл», «Филип Моррис» и «Макдональдс».

158-168 224
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы теории и практики применения современной технологии передачи и репрезентации информации – сторителлинга. Рассказывание историй сопровождало человечество на протяжении всего цивилизованного развития, и вероятно поэтому сторителлинг так эффективен в современных практиках работы с общественным мнением. Авторами предложены развернутые определения понятий сторителлинга и нарратива, как близкого формата повествования, и приведены ключевые социологические и философские концепции, определяющие возможности сторителлинга в формировании социальной идентичности. Сторителлинг представлен как форма интерактивной социокультурной деятельности по обмену историями (смыслами) и как прием социокультурной коммуникации, который может быть использован в различных вариантах управления общественным мнением и взаимодействием в социальных группах (сообществах). Эффективность сторителлинга заключается в установлении эмоциональной связи с контактной аудиторией на основе транслируемой идентичности – это вовлекает, формирует лояльность и доверие аудитории. В заключение авторами приводятся примеры практического применения сторителлинга компаниями и брендами в качестве современного инструмента коммуникации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)