Роль сторителлинга в формировании социальной идентичности (теоретические и прикладные аспекты исследования)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-158-168
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы теории и практики применения современной технологии передачи и репрезентации информации – сторителлинга. Рассказывание историй сопровождало человечество на протяжении всего цивилизованного развития, и вероятно поэтому сторителлинг так эффективен в современных практиках работы с общественным мнением. Авторами предложены развернутые определения понятий сторителлинга и нарратива, как близкого формата повествования, и приведены ключевые социологические и философские концепции, определяющие возможности сторителлинга в формировании социальной идентичности. Сторителлинг представлен как форма интерактивной социокультурной деятельности по обмену историями (смыслами) и как прием социокультурной коммуникации, который может быть использован в различных вариантах управления общественным мнением и взаимодействием в социальных группах (сообществах). Эффективность сторителлинга заключается в установлении эмоциональной связи с контактной аудиторией на основе транслируемой идентичности – это вовлекает, формирует лояльность и доверие аудитории. В заключение авторами приводятся примеры практического применения сторителлинга компаниями и брендами в качестве современного инструмента коммуникации.
Об авторах
О. Ф. КирееваРоссия
Киреева Ольга Феликсовна – кандидат социологических наук, доцент кафедры управления информационными процессами, факультет журналистики Института государственной службы и управления
119571, Москва, пр-т Вернадского, 84
Н. В. Кириллина
Россия
Кириллина Наталья Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры управления информационными процессами, факультет журналистики Института государственной службы и управления
119571, Москва, пр-т Вернадского, 84
Список литературы
1. Александрова Л.Ю., Мунши А.Ю. (2016). Атрибуция в потреблении и анализе мотивации совершения покупки // Вестник Российского университета кооперации. № 2 (24). С. 9-12.
2. Анохина Ю.М., Щедрина О.Г. (2018). Нарратив vs сторителлинг: прагматизация повествования в медиапространстве // Инновационные технологии и подходы в межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике: сб. науч. тр. по материалам межаународ. научн. конф. / под ред. И.Ю. Колесова. С. 145-148.
3. Барт Р. (1989). Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс.
4. Вахштайн В. (2013). Формула Сообщества // Постнаука [эл. ресурс]: https://postnauka.ru/longreads/13650.
5. Вебер М. (1990). Избранные произведения / Пер. с немецкого. Сост., ред. Ю.Н. Давыдова, предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс.
6. Вой скунский А.Е. (2017). Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур // Современная зарубежная психология. Том 6. № 4. С. 7-20.
7. Гадамер Г.Г. (1991). Актуальность прекрасного. М.: Искусство.
8. Гуссерль Э. (2009). Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. 2-е изд. / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект.
9. Зиммель Г. (2008). Экскурс о чужаке / Пер. А.Ф. Филиппова // Социологическая теория: история, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль. С. 7-13.
10. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Т.10. № 2. С. 170-179.
11. Новичкова А.В., Воскресенская Ю.В. (2014). Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «Науковедение» [эл. ресурс]: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf.
12. Маклюен Г.М. (2003). Понимание медиа. Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле».
13. Минаева Л.В. (2016). Корпоративный сторителлинг // Вестник ГУУ. № 2. С. 247-253.
14. Можейко М.А. (2002). Нарратив // История философии. Энциклопедия / А.А. Грицанов. М.: Интерпрессервис; Книжный дом.
15. Соколов-Митрич Д.В. (2014). Яндекс.Книга. М.: Манн, Иванов и Фербер.
16. Тённис Ф. (1998). Общность и общество/ Пер. с нем. А.Н. Малинкин // Социологический журнал. № 3-4. С. 206-229.
17. Хайдеггер М. (1997). Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. M.: Ad Marginem.
18. Цветкова О.Л. (2021). Сторителлинг как инструмент бренд-коммуникации // Верхневолжский филологический вестник. № 4 (27). С. 66-74.
19. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Юдакова О.В., Борщевская Ю.М. (2016). Метод сторителлинга в корпоративном управлении // Фундаментальные исследования. № 12-5. С. 1162-1166.
20. Шарков Ф., Кириллина Н. (2022). Конвергируемость реальных и виртуальных сообществ в цифровом пространстве: социологический обзор // Социологическое обозрение. Т. 21. № 3. С. 229-249.
21. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2022). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии. 6-е изд. М.: Дашков и К.
22. Baudrillard J. (1981). Simulacres et simulations. Collection Débats. Galilée. Paris.
23. Chaitin J. (2003). Narratives and Storytelling [el. source]: https://www.beyondintractability.org/essay/narratives.
24. Giddens A. (1991). Modernity and Self-Identity. Stanford: Stanford University Press.
25. Turner J. (1985). Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour. In: Advances in Group Processes / Ed. E. Lawer. Vol. 2. Р. 77-121.
Рецензия
Для цитирования:
Киреева О.Ф., Кириллина Н.В. Роль сторителлинга в формировании социальной идентичности (теоретические и прикладные аспекты исследования). Коммуникология. 2023;11(1):158-168. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-158-168
For citation:
Kireeva O.F., Kirillina N.V. The Role of Storytelling in the Development of Social Identity (theoretical and applied aspects of research). Communicology. 2023;11(1):158-168. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-158-168