Проблемы правового регулирования использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения взаимодействия органов власти и населения в Российской Федерации
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-4-54-70
Аннотация
Современные информационно-коммуникационные технологии существенно расширили возможности взаимодействия органов власти и населения в России в процессе осуществления управленческой деятельности. С одной стороны, эти технологии становятся определенным инструментом реализации народовластия. С другой стороны, их использование способствует изменению сознания самих граждан, формируя «цифровую культуру» населения. Данные тенденции обусловили существенные изменения, внесенные в законодательство РФ, регламентирующее порядок реализации конституционных прав и свобод граждан, в нынешнем веке. Следуя запросам общества, законодатель отразил особенности использования информационно-коммуникационных технологий в различных правоотношениях, возникающих в процессе взаимодействия органов публичной власти и граждан. В статье рассмотрено развитие законодательного регулирования, касающегося обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, предоставления ими услуг, реализации общественных инициатив с точки зрения возможностей использования информационно-коммуникационных технологий. Отдельное внимание уделено опыту субъектов РФ в организации и регламентации электронных форм взаимодействия органов власти и граждан. На основе проведенного исследования отмечены некоторые тенденции в рассматриваемой области: увеличение количества электронных обращений, причем не только на официальные электронные адреса органов власти и должностных лиц в сети «Интернет», но и на их аккаунты в социальных сетях, различные альтернативные цифровые платформы; значительное расширение спектра государственных и муниципальных услуг, которые могут предоставляться в электронной форме, и др. В качестве проблемных вопросов отмечены существующие пробелы в правовом регулировании рассматриваемых отношений, излишняя дискреция государства по отношению к электронным общественным инициативам, отсутствие модельных законов субъектов Российской Федерации в данной области.
Ключевые слова
Список литературы
1. Беляков П.А. (2014). Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Законность. №4. С. 11-16.
2. Бочкарев И.Е. (2015). О праве на обращение в форме электронного документа // Информационное право. №4. С. 17-21.
3. Булгатова Ю.С., Дырхеев А.В. (2018). Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. Вып. 1. С. 8-15.
4. Гончарова А.А., Давыдова М.Л., Шайхуллин Г.С. (2015). Проблемы и перспективы реализации проекта «Российская общественная инициатива» // Северо-Кавказский юридический вестник. №3. С. 123-131.
5. Дмитриева Е.А. (2012). Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. №3. С. 51-54.
6. Кириллина Н.В. (2018). Право на город: репрезентация и воспроизведение данных в городской информационной среде // Коммуникология. Том 6. No 2. С. 116-123.
7. Охотский Е.В. (2017). Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении: состояние, планы, перспективы // Коммуникология. Т.5. №1. С. 195-203.
8. Примакова Т.О. (2014). Российская общественная инициатива: проблемы формирования и функционирования новой формы непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. № 7. С. 69-74.
9. Хохлова Д.О. (2014). Информационно-коммуникационные технологии и электронное правительство // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. №2. С. 133-134.
10. Чеботарева А.А. (2010). Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: реальность 2014 года? // Государственная власть и местное самоуправление. №10. С. 16-20.
11. Carey J.W. (1989). Communication as culture: Essays on media and society. Winchester, MA: Unwin Hyman.
12. Craig R.T. (1999). Communication Theory as a Field. Communication Theory. Vol.9. Iss.2. Р.119-161.
13. Cronen V.E., Pearce W.B., Changsheng X. (1989).The Meaning of «Meaning» in the CMM Analysis of Communication: A Comparison of Two Traditions. Research on Language and Social Interaction. 23 (1-4): 1-40.
14. Luhmann N. (1992). What is communication? Communication Theory. Vol.2. Iss.3. Р. 251-259
Рецензия
Для цитирования:
Брежнев О.В. Проблемы правового регулирования использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения взаимодействия органов власти и населения в Российской Федерации. Коммуникология. 2019;7(4):54-70. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-4-54-70
For citation:
Brezhnev O.V. Legal Issues of the Use of Information and Communication Technologies for the Development of Interaction between the Government and the Population. Communicology. 2019;7(4):54-70. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-4-54-70