Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Механизмы государственного регулирования медиа и формирование политических ценностей в Китае

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-26-37

Аннотация

В условиях цифровой трансформации китайская медиасистема демонстрирует высокую степень институционального контроля и идеологической консолидации. Проблема исследования заключается в выявлении механизмов, посредством которых средства массовой информации в Китае участвуют в формировании политических ценностей и продвижении социальной ответственности. Научная новизна исследования заключается в синтезе эмпирических характеристик дискурса и институциональных функций через призму как классических, так и цифровых теорий медиа. В работе применяются институциональный, дискурсивный анализ и контент-анализ, позволяющие интерпретировать как институциональные основы медийной политики коммунистической партии Китая, так и содержательные характеристики медиа-нарративов. Исследование опирается на нормативные документы, публичные отчёты медиаорганизаций и статьи, опубликованные в «Жэньминь Жибао». Результаты показывают, что китайские СМИ выполняют двойную функцию: они способствуют легитимации власти коммунистической партии Китая, а также усиливают идеологическую и социальную интеграцию общества. Посредством институциональных механизмов регулирования, активного использования цифровых платформ, а также стратегических информационных кампаний китайские медиа продвигают концепцию «сообщества единой судьбы человечества». Таким образом, средства массовой информации становятся важным инструментом в системе государственного управления и идеологического влияния, выполняя как внутренние задачи консолидации, так и внешние цели формирования глобального имиджа Китая.

Об авторах

Ж. Чжан
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Чжан Жуй – аспирант кафедры телерадиожурналистики 

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9



Ш. Чжоу
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Чжоу Шэннань – аспирант кафедры телерадиожурналистики

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9



А. Ю. Быков
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Быков Алексей Юрьевич – кандидат политических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9



Список литературы

1. Бузин В.Н. Возможен ли закат телевидения? Социологический прогноз // Социологические исследования. № 10 (342). С. 93-98. EDN: NRXHVF.

2. Ван Иин (2024). Исследование коммуникационной стратегии основных социалистических ценностей в новой медиа-среде // Исследования в области медиа и культуры: Коммуникация и авторское право. Том 9. № 148. С. 75-77 [王译莹. 2024. 新媒体环境下社会主义核心 价值观传播策略探究 // 介与文化研究 / 传播与版权. 第 9. 第 148 期. P. 75-77] (на китайском языке).

3. Кириллина Н.В., Фабричных М.А. (2023). Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории // Коммуникология. Т. 11. № 4. С. 51-59. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-4-51-59. EDN: CUVMPW.

4. Си Цзиньпин (2022). Справочные материалы по изучению речи // Размышления Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи. Пекин: Издательство иностранных языков. Том 4 [习近平. 2022. 讲话-学习参考资料. 习近平新时代中国特色社会主义思想. 北京. 外文出版社. 第四卷] (на китайском языке).

5. Смирнова О.В., Ван Ф. (2022). Эволюция профессионально-этических стандартов китайской журналистики в современных условиях // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. № 2 (38). С. 247-256. DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_247.

6. Цзя Имань, Се Хунхуэй (2022). Взгляд на марксистские политические ценности из столетней истории Коммунистической партии Китая // Журнал Чжэцзянского колледжа Ванли. Том 23. № 6. С. 30-35 [贾一曼, 解红晖. 2022. 从中国共产党百年历程看马克思主义政治价值观 // 浙江万里学院学报. 第 23 卷. 第 6 期. P. 30-35] (на китайском языке).

7. Чжан Ж. (2024). Распространение основной идеологии Китая в цифровую эпоху // Коммуникации в условиях цифровых изменений : сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции / под ред. проф. Кривоносова А.Д. СПб.: Изд-во СПбГЭУ.

8. Яо И (2023). Коммуникационные стратегии основных социалистических ценностей в контексте медиа // Исследования в области прикладной журналистики. № 5. C. 101-103 [姚毅. 2023. 全 媒体语境下的社会主义核心价值观传播策略 // 应用新闻研究. № 5. P. 101-103] (на китайском языке).

9. Allen J. (2012). The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. Policy Perspectives. No. 19. P. 131-134. DOI: 10.4079/pp.v19i0.10431.

10. Arias E. (2019). How Does Media Influence Social Norms? Experimental Evidence on the Role of Common Knowledge. Political Science Research and Methods. No. 7(3). P. 561-578. DOI: 10.1017/PSRM.2018.1.

11. Ball-Rokeach S.J., DeFleur M.L. (1976). A Dependency Model of Mass-Media Effects. Communication Research. No. 1(3). P. 3-21. DOI:10.1177/009365027600300101.

12. Brady A.-M. (2017). Guiding Hand: The Role of the CCP Central Propaganda Department in the Current Era. Westminster Papers in Communication and Culture. No. 1(3). P. 58-77. DOI: https://doi.org/10.16997/wpcc.15.

13. Chan J.M. (1993). Commercialization without independence: trends and tensions of media development in China. In: J. Cheng & M. Brosseau (eds.) China Review. P. 25.1-25.21. Hong Kong : Chinese University Press.

14. Chong D., Druckman J.N. (2007). A Theory of Framing and Opinion Formation in Competitive Elite Environments. Journal of Communication. No. 1(57). P. 99-118. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2006.00331.x.

15. Guess A. M. et al. (2023). Reshares on social media amplify political news but do not detectably affect beliefs or opinions. Science. No. 6656 (381). P. 404-408. DOI: 10.1126/science.add8424.

16. Stockmann D. (ed.) (2012). Media Commercialization and Authoritarian Rule in China. Cambridge: Cambridge University Press. DOI: 10.1017/CBO9781139087742.

17. McQuail D. (2010). McQuail’s Mass Communication Theory, 6th ed. London: SAGE.

18. Tee K., Chen X. H., Hooy C.-W. (2024). The evolution of corporate social responsibility in China: Do political connection and ownership matter? Global Finance Journal. Vol. 60. No. 100941. DOI: 10.1016/j.gfj.2024.100941.

19. Wasserman S., Faust K. (1994). Social Network Analysis: Methods and Applications. 1st ed. Cambridge: Cambridge University Press. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511815478.

20. Zhao Y. (2004). The State, the Market, and Media Control in China. In: P. Thomas, Z. Nain (eds.) Who Owns the Media: Global Trends and Local Resistance. P. 179-212. DOI: 10.1002/9781118591178.ch37.


Рецензия

Для цитирования:


Чжан Ж., Чжоу Ш., Быков А.Ю. Механизмы государственного регулирования медиа и формирование политических ценностей в Китае. Коммуникология. 2025;13(2):26-37. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-26-37

For citation:


Zhang R., Zhou Sh., Bykov A.Yu. Mechanisms of State Regulation of Media and the Formation of Political Values in China. Communicology. 2025;13(2):26-37. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-26-37

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)