Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Надпрофессиональные навыки студента высшей школы: коммуникативный аспект

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-120-130

Аннотация

В статье представлены результаты анализа надпрофессиональных навыков, которые в последнее время становятся ключевым элементом конкурентоспособности выпускников вузов. Также приводятся данные всероссийских опросов СберПодбора, Работы.ру и НИУ ВШЭ, демонстрирующие явный запрос рынка труда на такие soft skills как: креативность, адаптивность и коммуникативная грамотность. Акцент на последних, уже закрепленных во ФГОС ВО 3++, не находит адекватного отражения в реальной подготовке выпускников вузов, что подтверждается обратной связью от работодателей, которые отмечают дефицит умений в публичных выступлениях, аргументации и командном взаимодействии. В частности, отмечаются слабые места в кинетическом имидже, уверенности и структурированности речи. Это указывает на системный разрыв между прописанными образовательными стандартами и практикой формирования коммуникативного потенциала студентов высшей школы. Авторами предлагается рассмотреть методики диагностики коммуникативной составляющей надпрофессиональных навыков студентов (тест Ряховского, методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности КОСКОМ, методика оценки коммуникативного и организаторского потенциала КОС). Помимо приведенных оценочных методов, авторы предлагают учитывать структуру публичного выступления, включающую пять фундаментальных элементов для эффективного построения речи: аудиально-визуальный, цель, структура, поддержание контакта с аудиторией, а также психо-эмоциональное состояние спикера. Особый акцент сделан на исследовании эмоционального интеллекта, который служит когнитивно-эмоциональным фундаментом надпрофессиональных навыков, усиливая их практическое применение в коммуникации, а также рассматривается как социальный капитал, способствующий успешной интеграции индивида в группы, организации и общество в целом.

Об авторах

Д. Н. Карпова
Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО Университет)
Россия

Карпова Дарья Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 76



Т. Д. Капитоненкова
Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО Университет)
Россия

Капитоненкова Татьяна Дмитриевна – аспирант кафедры социологии, научный сотрудник исследовательской лаборатории «Наука и университеты в зеркале социальных институтов»

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 76



Список литературы

1. Гандапас Р. (2020). Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. М.: Манн, Иванов и Фербер.

2. Гоулман Д. (2022). Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. Е. Ефимова, 12-е изд., перераб. и доп. М.: Манн, Иванов и Фербер.

3. Джумма Т. (2020). Говорить красиво и убедительно. Как общаться и выступать легко и эффективно: практическое руководство по коммуникациям. М.: АСТ.

4. Жебит В.А. (2005). Теория коммуникации. Нелинейная коммуникация. М.: Спутник.

5. Куликова Л.Н., ред. (2008). Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) // Исследование гуманитарной культуры студентов: сборник диагностических методик. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет. С. 43-45.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. (2001). Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер.

7. Непряхин Н. (2019). Как выступать публично: 50 вопросов и ответов. М.: Альпина Паблишер.

8. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. (2019). Soft Skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. Том 21. № 8. C. 65-89.

9. Степашкина Е.А., Суходоев А.К., Гужеля Д.Ю. (2022). Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования (Современная аналитика образования. № 2 (62)).

10. Экман П. (2024). Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер.

11. Lopes P., Salovey P., Straus R. (2003). Emotion al Intelligence, Personality, and the Perceived Quality of Social Relationships. Personality and Individual Differences. P. 641-658. DOI: 10.1016/S0191-8869(02)00242-8.

12. Mayer J., Roberts R., Barsade S. (2008). Human abilities: emotional intelligence. Annual Review of Psychology. Vol. 59. P. 507-536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646.

13. Salovey P., Mayer J. (1989-90). Emotional intelligence. Imagination, imagination, cognition and personality. Vol. 9 (3). P. 185-211. DOI: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG.


Рецензия

Для цитирования:


Карпова Д.Н., Капитоненкова Т.Д. Надпрофессиональные навыки студента высшей школы: коммуникативный аспект. Коммуникология. 2025;13(2):120-130. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-120-130

For citation:


Karpova D.N., Kapitonenkova T.D. Soft Skills of a Higher Education Student: communicative aspect. Communicology. 2025;13(2):120-130. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-120-130

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)