Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Влияние образа героя на аудиторию в российском спортивном медиадискурсе (на примере чемпионата Формула–1»)

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-157-171

Аннотация

В статье анализируется воздействие героического образа на аудиторию при освещении спортивных событий средствами массовой информации. На примере российского медиадискурса автомобильного чемпионата «Формула–1» в период с 2019 по 2024 годы показано, как паттерны героического в нарративных текстах, посвященных спортсменам, транслируют ценностные установки и эмоционально окрашенное отношение на сообщество болельщиков. Указанные паттерны охарактеризованы в соответствии с классификацией мифологических образов И.М. Дзялошинского, а также концепциями героя А.Г. Иванова, И.М. Суравневой, С.Ю. Смирнова и У. Эко. Выявлены механизмы образования конкретных смысловых значений героизма в зависимости от целей автора и социально-культурного контекста. Предпринимается попытка объяснить социальное поведение аудитории спортивных масс-медиа (коммуникация на Интернет-ресурсах) использованием мифологем «героя», «кумира» и «дьявола», а также поддержкой «своих» спортсменов и агрессивностью в отношении к «чужим» и тем участникам чемпионата, которые не добились успеха.

Об авторе

А. А. Федоренко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)
Россия

Федоренко Алексей Алексеевич – аспирант кафедры культурологии и социальной коммуникации Института общественных наук

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1



Список литературы

1. Быховская И.М., Люлевич И.Ю., Дзигуа Д.В. [и др.] (2023). Коммуникативное пространство современного спорта: социокультурное измерение: монография. М.: МГПУ.

2. Грибова Е.Н. (2019). Медиа как пространство мифа // Роль экономики и права в современном мире: материалы международной научно–практической конференции, Уфа, 01 февраля 2019 года / Институт управления и социально–экономического развития, Саратовский государственный технический университет. Уфа: Академия Бизнеса. С. 7-11.

3. Дзялошинский И.М. (2013). Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография. М.: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

4. Доусон К.Г. (2000). Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком–мент.: Кожурин К.Я. СПб.: Алетейя.

5. Иванов А.Г. (2019). Мифологема героя в структуре социального мифа // Вестник Томского государственного университета. № 441. С. 80-88. DOI 10.17223/15617793/441/11.

6. Ильинская Е.А., Бирженюк Г.М., Ременюк Н.Р. (2023). Бинарная оппозиция «свой – чужой» в культурологическом дискурсе // Общество: философия, история, культура. № 4. С. 169-174. DOI 10.24158/fik.2023.4.25.

7. Костиков В.Ю. (2017). Спорт как феномен культуры в информационном обществе / В.Ю. Костиков // Информационное общество. № 1. С. 55-61. DOI 10.17922/2071-3665-2016-15-1-54-63.

8. Кривощекова Г.А. (2003). Герои и героизм в культурно–историческом бытии народов Европы и России: специальность 24.00.01 “Теория и история культуры”: дис. … канд. филос. наук. Тюмень.

9. Малышева Е.Г. (2011). Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного исследования: специальность 10.02.01 “Русский язык”: дис. … д-р филол. наук. Омск.

10. Смирнов С.Ю. (2011). Трансформации образа героя в сознании российского общества (социально–философский анализ): специальность 09.00.11 “Социальная философия”: дис. … канд. филос. наук. Москва.

11. Снятков К.В. (2008). Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса: специальность 10.02.01 “Русский язык”: дис. … канд. филол. наук. Череповец.

12. Суравнева И.М. (2006). Героизм как социальный феномен: специальность 09.00.11 “Социальная философия”: дис. … канд. филос. наук. Тверь.

13. Плотичкина Н.В. (2020). Медийная мифология социального в современном обществе // Вестник РУДН. Серия: Социология. №2. С. 239-251. DOI 10.22363/2313-2272-2020-20-2-239-251.

14. Торосян Д.Р. (2010). Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 1. С. 157-163.

15. Туркина В.Г., Туркин К.Е., Вербина О.В. (2017). К вопросу о современных мифологемах массового сознания // Экспертное мнение: сборник статей Международной научно–практической конференции: в 2 частях, Пенза, 17 ноября 2017 года. Часть 1. Пенза: Наука и Просвещение. С. 135-138.

16. Туркина В.Г., Антонова Е.Л. (2019). Массовая культура в ее современных феноменах // Наука. Искусство. Культура. № 3(23). С. 28-44.

17. Фельде В.Г. (2015). Оппозиция “свой – чужой” в культуре: специальность 09.00.13 “Философская антропология, философия культуры”: дис. … канд. филос. наук. Омск.

18. Эко У. (2005). Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Перев. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб: Симпозиум.

19. Элиаде М. (1987). Космос и история. М.: Прогресс.

20. Berger S. (2009). On the Role of Myths and History in the Construction of National Identity in Modern Europe. European History Quarterly. Vol. 39. No. 3. P. 490-502. DOI:10.1177/0265691409105063.


Рецензия

Для цитирования:


Федоренко А.А. Влияние образа героя на аудиторию в российском спортивном медиадискурсе (на примере чемпионата Формула–1»). Коммуникология. 2025;13(2):157-171. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-157-171

For citation:


Fedorenko A.A. The Impact of the Heroic Image on the Audience in Russian Sports Media Discourse (on the example of Formula One Racing Championship). Communicology. 2025;13(2):157-171. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-2-157-171

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)