Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60
Аннотация
Приводятся результаты репрезентативного исследования мультимедийного поведения российской аудитории, проведенного в 2022 году. Данные отражают особенности медиапотребления в начале актуального исторического периода, связанного с изменением ряда ключевых констант жизни общества. Применение процедур кластерного и дискриминантного анализа позволило выделить в структуре аудитории пять статистически устойчивых, внутренне однородных и отличающихся друг от друга типологических групп (кластеров). Основу дифференциации кластеров составляют различные медийные «репертуары» аудитории: наборы и длительности использования медиа, и их составляющих – телеканалов, радиостанций, социальных сетей, агрегаторов видео, интернет изданий и других источников. Среди социальнодемографических характеристик наиболее значимым дифференцирующим признаком кластеров является возраст. Согласно результатам, в совокупном времени использования медиа около 60% приходилось на онлайн-медиа (социальные сети, агрегаторы видео-контента и другие интернет-ресурсы), остальное – на традиционные медиа (прежде всего, телевидение). Результаты типологического анализа позволяют оценить распределение времени контактов в кластерах аудитории с новостным и общественно-политическим контентом, отражающим официальную российскую информационную повестку. Характеристики кластеров показывают, что в условиях фрагментации медийного ландшафта источники новостной повестки в отдельных группах аудитории являются диверсифицированными и, зачастую, минимально пересекающимися между собой. В условиях роста напряженности в мире и нарастания информационного противостояния это приводит к усложнению задач управления новостной повесткой.
Об авторах
М. М. НазаровРоссия
Назаров Михаил Михайлович – доктор политических наук, главный научный сотрудник
119333, Москва, ул. Фотиевой, 6, к.1
Д. Н. Юркин
Россия
Юркин Дмитрий Николаевич – директор по исследованиям российской медиа-коммуникационной группы
Список литературы
1. Андреенков В.Г., Толстова Ю.Н., ред. (1982). Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука.
2. Брайант Дж., Томпсон С. (2004). Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс.
3. Вартанова Е.Л. (2023). Репрезентация конфликта в условиях новой субъектности медиасреды // Социальная коммуникация в современном российском обществе: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20 октября 2022 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров, Т. З. Адамьянц. М.: РОС; ФНИСЦ РАН.
4. Вартанова Е.Л. (2025). Технологии коммуникаций в контексте развития общества: «перекосы» или «связанность»? // Меди@льманах. № 1 (126). С. 8-17.
5. Грушина Б.А., Оникова Л.А., ред. (1980). Массовая информация в современном промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования. М.: Политиздат.
6. Дугин Е. Я. (2021). Медиаиндустрия в условиях цифровых трансформаций. М.: Канон+.
7. Ионин Л. Г. (2010). Апдейт консерватизма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
8. Кириллина Н.В. (2022). Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. Том 10. № 2. С. 170-179. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-102-170-179.
9. Ковалев П.А. (2007). Российская телевизионная аудитория. М.: Издательство Национального института бизнеса.
10. Латов Ю.В. (2023). Динамика массового сознания россиян: экстраординарная ситуация или начало нового цикла? // Полис. Политические исследования. № 6. С. 161-179.
11. Назаров М.М., Юркин Д.Н. (2024). Мультимедийное потребление российской аудитории: опыт исследования 2021-2022 гг. // Россия реформирующаяся. № 22. С. 375-404. DOI: 10.19181/ezheg.2024.15.
12. Полуэхтова И.А. (2023). Телевидение и его аудитория в эпоху интернета. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та.
13. Полуэхтова И.А., ред. (2012). Телевидение глазами телезрителей. М.: Аналитический центр Видео Интернешнл.
14. Татарова Г.Г. (1984). Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Новый учебник.
15. Татарова Г.Г., Кученкова А.В. (2022). Востребованность «типологического поворота» в эмпирической социологии // Социологические исследования. № 7. С.28-40.
16. Фирсов Б. М. (1981). Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Л.: Наука.
17. Черных А. (2007). Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего».
18. Шестопал Е.Б., Рогач Н.Н. (2023). Этапы трансформации психологического состояния российского общества: политико-психологический анализ // Политэкс. №2. С.150-165.
19. Ядов В.А. (2007). Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Омега-Л.
20. Ferguson D., Perse E. (2000). The world wide web as a functional alternative to television. Journal of Broadcasting and Electronic Media. Vol. 44. No. 2. P. 155-174.
21. Heikkila R., Leguina A., Purhonen S. (2022). The stratification of media usage in Finland, 2007– 2018: Signs of socio-political polarization? New Media & Society. Vol. 24. No. 5. P. 1053-1075. DOI: 10.1177/1461444820971612.
22. Linsen Sua, Shih-Chih Chen. (2020). Exploring the Typology and Impacts of Audience Gratifications Gained from TV–Smartphone Multitasking. International Journal of Human–Computer Interaction. Vol. 36. No. 8. P. 725-735.
23. McQuail D. (1989). Mass Communication Theory. An Introduction. Second Edition. London: Sage.
24. Reveilhac М., Morselli D. (2020). Digital Shift in Swiss Media Consumption Practices. Swiss Journal of Sociology. Vol. 46. No. 3. P. 535-558.
25. Sharkov F.I., Silkin V.V., Kireeva O.F. (2025). Sociology of the new media environment in the western post-truth society. RUDN Journal of Sociology. Vol. 25. No. 2. P. 473-481. DOI: 10.22363/23132272-2025-25-2-473-481.
Рецензия
Для цитирования:
Назаров М.М., Юркин Д.Н. Структура российского медиапотребления: результаты типологического анализа. Коммуникология. 2025;13(3):43-60. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60
For citation:
Nazarov M.M., Yurkin D.N. The structure of media consumption in Russia: results of a typological analysis. Communicology. 2025;13(3):43-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-43-60