Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Трансформация классической модели социальноуправленческих взаимодействий под влиянием ИИ: коммуникативный аспект

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-87-99

Аннотация

В статье рассматривается проблема преобразования коммуникативных взаимодействий внутри организаций под воздействием имплементации технологий искусственного интеллекта в управленческий цикл. В силу неотвратимости интеграции ИИ для сохранения конкурентных позиций компании сталкиваются с негативными для внутренней коммуникации последствиями их внедрения, которые не проявлялись ранее в классическом управленческом цикле и потому не осознаны. В ходе работы были изучены эмпирические данные в виде публичных отчетов зарубежных компаний (Amazon, Haier и др.), консалтинговых фирм и профильных исследовательских институтов (McKinsey, Gartner, MIT Sloan и др.) и на их основании выделены некоторые тренды: переход к децентрализированным моделям коммуникации, гибридные форматы взаимодействия, методы геймификации рабочего процесса и применение биометрических технологий для персонализированного взаимодействия. К ключевым сопутствующим рискам автором отнесены алгоритмическая предвзятость к сотрудникам, дегуманизация труда, киберугрозы, культурная фрагментация, конфликты в асинхронной среде, социальная изолированность сотрудников, сокращение рабочих мест, необходимость постоянного совершенствования систем мотивации, контроля и коммуникационных стандартов. Снижение возможных рисков связано с формированием адекватных регуляторных рамок и уточнением корпоративных ценностей, поскольку современное управление приобретает характеристики гибридной дисциплины, ориентированной на синтез технологической эффективности и социальной вовлечённости. В этих условиях от сотрудников различных уровней ожидается не только развитие цифровой грамотности, но и готовность к регулярной переоценке управленческих принципов.

Об авторе

А. А. Куманцов
Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО Университет)
Россия

Куманцов Артем Александрович – аспирант кафедры социологии

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Батищев А.В., Соловьев И.В. (2024). Анализ перспектив и проблем управления бизнеспроцессами малого бизнеса на основе технологий искусственного интеллекта // Естественногуманитарные исследования. Том 3. № 53. С. 492-497.

2. Бурдье П., Пассрон Ж. (2007). Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение.

3. Друкер П. (2007). Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс.

4. Кириллина Н.В. (2023). Реальная и воспринимаемая идентичность в цифровой среде // Коммуникология. Т. 11. № 2. С. 150-157. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-2-150-157.

5. Ковалева И.Н. (2022). Искусственный интеллект: оптимизация содержания управленческого труда // Материалы XI Конференции: Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе. C. 132-144. DOI:10.34755/irok.2021.52.83.039.

6. Пинк Д. (2023). Драйв: что на самом деле нас мотивирует. М.: Альпина Паблишер.

7. Харитонова Ю.С., Савина В.С., Паньини Ф. (2021). Предвзятость алгоритмов искусственного интеллекта: вопросы этики и права // Вестник пермского университета. Юридические науки. № 53. С. 488-515. DOI: 10.17072/1995-4190-2021-53-488-515.

8. Ходжаева Д.Ф., Омонов А.А., Тугизбоев Ф.У. (2021). Проблемы, с которыми можно столкнуться при внедрении искусственного интеллекта // Наука, техника и образование. Том 5. № 80. С.23-26.

9. Юрченко В. (2024). Возможности внедрения искусственного интеллекта в бизнесе // Вестник науки. Том 3. № 11 (80). С. 947-952. DOI: 10.24412/2712-8849-2024-1180-947-952.

10. Becker G.S. (1993). Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education, 3d ed. Chicago: The University of Chicago Press.

11. Bourdieu P., Passeron J.C. (1977). Reproduction in Education, Society and Culture. London: Sage Publications.

12. Drucker P. (1995). Managing in a time of great change. Routledge.

13. Fayol H. (1916). Administration. London: Pitman.

14. Goldratt E. M., Cox J. (1984). The goal: a process of ongoing improvement. Routledge.

15. Hammer M., Champy J. (1993). Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution. Business Horizons. Vol. 36. No. 5. P. 90-91.

16. Mayo E. (1949). Hawthorne and the western electric company. The social problems of an industrial civilization. L.: Routledge.

17. Mincer J. (1958). Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. Vol. 66. No. 4. Р. 281-302.

18. Schultz T.W. (1963). The Economic Value of Education. New York: Columbia University Press.

19. Wiener N. (1950). The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. Boston: Houghton Mifflin.

20. Witman P.D., Mackelprang S. (2022). The 2020 Twitter Hack – So Many Lessons to Be Learned. Journal of Cybersecurity Education, Research and Practice. No. 2. Article 2. DOI: 10.62915/24722707.1089.


Рецензия

Для цитирования:


Куманцов А.А. Трансформация классической модели социальноуправленческих взаимодействий под влиянием ИИ: коммуникативный аспект. Коммуникология. 2025;13(3):87-99. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-87-99

For citation:


Kumantsov A.A. AI-Driven transformation of traditional sociomanagerial interactions: communicative aspect. Communicology. 2025;13(3):87-99. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-87-99

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)