Трансформация классической модели социальноуправленческих взаимодействий под влиянием ИИ: коммуникативный аспект
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-87-99
Аннотация
В статье рассматривается проблема преобразования коммуникативных взаимодействий внутри организаций под воздействием имплементации технологий искусственного интеллекта в управленческий цикл. В силу неотвратимости интеграции ИИ для сохранения конкурентных позиций компании сталкиваются с негативными для внутренней коммуникации последствиями их внедрения, которые не проявлялись ранее в классическом управленческом цикле и потому не осознаны. В ходе работы были изучены эмпирические данные в виде публичных отчетов зарубежных компаний (Amazon, Haier и др.), консалтинговых фирм и профильных исследовательских институтов (McKinsey, Gartner, MIT Sloan и др.) и на их основании выделены некоторые тренды: переход к децентрализированным моделям коммуникации, гибридные форматы взаимодействия, методы геймификации рабочего процесса и применение биометрических технологий для персонализированного взаимодействия. К ключевым сопутствующим рискам автором отнесены алгоритмическая предвзятость к сотрудникам, дегуманизация труда, киберугрозы, культурная фрагментация, конфликты в асинхронной среде, социальная изолированность сотрудников, сокращение рабочих мест, необходимость постоянного совершенствования систем мотивации, контроля и коммуникационных стандартов. Снижение возможных рисков связано с формированием адекватных регуляторных рамок и уточнением корпоративных ценностей, поскольку современное управление приобретает характеристики гибридной дисциплины, ориентированной на синтез технологической эффективности и социальной вовлечённости. В этих условиях от сотрудников различных уровней ожидается не только развитие цифровой грамотности, но и готовность к регулярной переоценке управленческих принципов.
Об авторе
А. А. КуманцовРоссия
Куманцов Артем Александрович – аспирант кафедры социологии
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76
Список литературы
1. Батищев А.В., Соловьев И.В. (2024). Анализ перспектив и проблем управления бизнеспроцессами малого бизнеса на основе технологий искусственного интеллекта // Естественногуманитарные исследования. Том 3. № 53. С. 492-497.
2. Бурдье П., Пассрон Ж. (2007). Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение.
3. Друкер П. (2007). Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс.
4. Кириллина Н.В. (2023). Реальная и воспринимаемая идентичность в цифровой среде // Коммуникология. Т. 11. № 2. С. 150-157. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-2-150-157.
5. Ковалева И.Н. (2022). Искусственный интеллект: оптимизация содержания управленческого труда // Материалы XI Конференции: Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе. C. 132-144. DOI:10.34755/irok.2021.52.83.039.
6. Пинк Д. (2023). Драйв: что на самом деле нас мотивирует. М.: Альпина Паблишер.
7. Харитонова Ю.С., Савина В.С., Паньини Ф. (2021). Предвзятость алгоритмов искусственного интеллекта: вопросы этики и права // Вестник пермского университета. Юридические науки. № 53. С. 488-515. DOI: 10.17072/1995-4190-2021-53-488-515.
8. Ходжаева Д.Ф., Омонов А.А., Тугизбоев Ф.У. (2021). Проблемы, с которыми можно столкнуться при внедрении искусственного интеллекта // Наука, техника и образование. Том 5. № 80. С.23-26.
9. Юрченко В. (2024). Возможности внедрения искусственного интеллекта в бизнесе // Вестник науки. Том 3. № 11 (80). С. 947-952. DOI: 10.24412/2712-8849-2024-1180-947-952.
10. Becker G.S. (1993). Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education, 3d ed. Chicago: The University of Chicago Press.
11. Bourdieu P., Passeron J.C. (1977). Reproduction in Education, Society and Culture. London: Sage Publications.
12. Drucker P. (1995). Managing in a time of great change. Routledge.
13. Fayol H. (1916). Administration. London: Pitman.
14. Goldratt E. M., Cox J. (1984). The goal: a process of ongoing improvement. Routledge.
15. Hammer M., Champy J. (1993). Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution. Business Horizons. Vol. 36. No. 5. P. 90-91.
16. Mayo E. (1949). Hawthorne and the western electric company. The social problems of an industrial civilization. L.: Routledge.
17. Mincer J. (1958). Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. Vol. 66. No. 4. Р. 281-302.
18. Schultz T.W. (1963). The Economic Value of Education. New York: Columbia University Press.
19. Wiener N. (1950). The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. Boston: Houghton Mifflin.
20. Witman P.D., Mackelprang S. (2022). The 2020 Twitter Hack – So Many Lessons to Be Learned. Journal of Cybersecurity Education, Research and Practice. No. 2. Article 2. DOI: 10.62915/24722707.1089.
Рецензия
Для цитирования:
Куманцов А.А. Трансформация классической модели социальноуправленческих взаимодействий под влиянием ИИ: коммуникативный аспект. Коммуникология. 2025;13(3):87-99. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-87-99
For citation:
Kumantsov A.A. AI-Driven transformation of traditional sociomanagerial interactions: communicative aspect. Communicology. 2025;13(3):87-99. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2025-13-3-87-99