Солидарность в социальных сетях
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-114-127
Аннотация
Социальные сети произвели инновационное воздействие на все сферы жизни. Они стимулируют деятельность сетевых сообществ. Широкая востребованность социальных сетей сделала весьма актуальным изучение социологических аспектов социальной солидарности. Солидарность в современном обществе растет благодаря усилению коммуникативных возможностей, связанных с появлением социальных сетей, которые стали агентами формирования интернет-сообществ. Авторы предлагают новый термин для характеристики солидарности в интернет-сообществах - онлайн-солидарность. Этот термин указывает на связь с социальными сетями, интернет средой, а также на то, что солидарность возникает на микроуровне в повседневных отношениях. В статье дается определение и анализируются характеристики онлайн-солидарности в интернет-сообществах и приводятся данные авторского исследования «Студенты в онлайн-сетях», проведенного методом анкетного опроса в 2019 году. В статье приводится вывод, что пользователи, имеющие много «друзей» в социальных сетях, чувствуют себя более успешными и социально востребованными. Онлайн-солидарность, несмотря на свою гибкость и необременительность, играет заметную роль в обществе, включая воздействие на макроструктуры общества
Ключевые слова
Об авторах
Е. Н. ЮдинаРоссия
И. В. Алексеенко
Россия
Список литературы
1. Батаева Е.В. (2015). Условия коммуникативной солидарности в диверсифицированном обществе // Гуманитарный часопис. № 2. С. 12-18.
2. Баша В. (2007). Интернет как среда обитания Наука и религия. № 12. С. 7-10.
3. Гапич А.Э. Кучукян А.В (2017). Теоретеко-методологические основы исследования феномена коммуникативной солидарности в социальных сетях. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.2.
4. Дюркгейм Э. (1991). О разделении общественного труда. М.: Наука.
5. Казаков М.Ю (2014). Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе / Казаков М.Ю. Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Нижний Новгород.
6. Ксенофонтова И.В. (2010). Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Автореферат дис… канд.. социол. наук: 22.00.01. Москва.
7. Кучукян А.В. (2017). Феномен коммуникативной солидарности в молодежных протестных сообществах // Социологические и гуманитарные науки T.9. №1/2. С.122-126.
8. Черемисова И.В. (2016). Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 11, Естеств. Науки. № 2 (16). С. 74-79.
9. Чэнь Ди (2012). Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Вып.3.
10. Юдина Е.Н. (2016). Формирование солидарных групп в сети Интернет // Локус. №2. С. 101-108.
11. Юдина Е.Н., Захарова С.А. (2015). Социальные сети в свете научных парадигм // Труд и социальные отношения. № 3. С. 22-34.
12. Юдина, Е.Н., Садиков М.Г. (2016). Гендерно-ролевые аспекты рекламной коммуникации // Коммуникология. Т. 4. №4. С. 176-188.
13. Boyd D., Ellison N. (2007). Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 13, Issue 1. P. 210-230 [access mode]: https://academic.oup.com/jcmc/article /13/1/210 /4583062.
14. Robinson B. (2008). Solidarity across cyberspace: Internet campaigning, labour activism and the remaking of trade union internationalism // Work, Organisation, Labour & Globalisation. Vol. 2, No.1. P. 152-164.
15. Guibernau M. (2013). Belonging: Solidarity and Division in Modern Societies. Cambridge: Polity Press [access mode]: https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-social-policy/article/guibernau-montserrat-2013-belonging-solidarity-and-division-in-modern-societies-cambridge-polity-press-240-pp-1799pbk/56A708FA871BD49DF0C4400C0DB8D0B4.
Рецензия
Для цитирования:
Юдина Е.Н., Алексеенко И.В. Солидарность в социальных сетях. Коммуникология. 2020;8(1):114-127. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-114-127
For citation:
Yudina E.N., Alekseenko I.V. Characteristics of Solidarity on Social Networks. Communicology. 2020;8(1):114-127. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-114-127