СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 
Исследовательский вопрос настоящей статьи актуализирован промежуточными итогами стратегического аудита реализации национальных проектов Счетной палаты России. Эксперты в цифрах демонстрируют остроту проблемы достижения количественных и качественных показателей национальных проектов, а, как следствие, и планируемых результатов развития страны. В качестве причин сложившейся проблемной ситуации в управлении проектами названы: неадекватность метода поставленным задачам, отсутствие механизмов реализации национальных проектов в их взаимосвязи с федеральными и региональными проектами. Автор дополняет их социальными следствиями проектной деятельности органов власти 2005-2009 гг. и 2018-2020 гг., в числе которых отмечает отстраненность населения от реализации проектов. Уточняет, что мобилизация общественной энергии для достижения планируемых социально значимых результатов развития российского общества возможна при условии, если содержание проектов соотносится с ценностными установками населения по отношению к будущему. На эмпирическом материале демонстрирует чувствительность различных социальных групп (“сторонники”, “противники”, “серидинники”) к действиям / бездействию органов власти по решению проблем жизнедеятельности общества. Показывает, что целенаправленная проблематизация отдельных сфер государственной политики приводит к формированию новой социальной группы, в составе которой одновременно находятся представители трех групп. Доказывает, что организация коммуникации в проектной деятельности органов власти, ее формы и средства опосредованы характеристикой серединной группы
В статье анализируется понятие вовлеченности (communicative engagement). Выбор темы обусловлен поиском критериев и инструментов оценки результатов стратегической коммуникации с учетом развития её интерактивных инструментов и форм. Показаны подходы зарубежных авторов к определению понятия «вовлеченности». Определен круг вопросов для дальнейших междисциплинарных исследований в указанной предметной области, поставлен вопрос о правомерности применения показателя вовлеченности в оценке социального потенциала коммуникации. Работа выполнена на основе феноменологической традиции в интерпретации коммуникативных процессов и метамодели коммуникации Р. Крейга. Использованы методы сравнительного анализа, аналогии, обобщения, объединяемые методологией междисциплинарного анализа
Статья содержит описание истории формирования специальности «Реклама и связи с общественностью», а также авторское видение ситуации скрытого конфликта между современными требованиями к набору профессиональных знаний, которые предъявляет сфера рекламы и связей с общественностью к молодым специалистам, и содержанием основных результатов обучения в виде профессиональных компетенций, с которыми бакалавры 2019 года набора в обозримом будущем выйдут на рынок труда. Логика построения статьи: в первой части рассматривается история формирования специальности и описывается трансформация основных требований к образованности выпускника, отдельно охарактеризована специфика современного уровня развития направления подготовки бакалавра (специальности); во второй части приводится аналитический обзор запросов современной профессиональной сферы рекламы и связей с общественностью, в последней части статьи проанализированы компетентностные модели подготовки бакалавров, которые предлагают в сфере образовательных услуг российские федеральные университеты, с точки зрения соответствия ожиданиям профессиональной среды
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 
Авторами предложено развёрнутое описание принципа комплексного исследования современного состояния системы управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих, описана разработка практических мероприятий и рекомендаций по ее оптимизации, предложена методика расчёта результативности совершенствования профессионального развития государственных гражданских сотрудников. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки научно обоснованного подхода к преобразованию государственной гражданской службы с использованием современных методов кадрового менеджмента для обеспечения роста потенциала и повышения профессионализма государственных гражданских служащих.
В исследовании проводится обзор геополитической активности властвующей элиты различных стран мира. Одними из главных и решающих субъектов, существующих в поле международной политики, являются элиты, в первую очередь, политические. Анализируются механизмы влияния политических и экономических элит на процессы, протекающие в мировой политике и геополитике. Рассматриваются политические лидеры как ведущих государств мира, так и стран, геополитическое положение которых является крайне важным. Именно они представляют собой «ведущий локомотив» любого государства на планете, за ними стоит выбор принятия тех или иных политических решений, которые оказывают цепную реакцию определенных событий не только внутри политико-территориальных образований, но и в межгосударственных коммуникациях. Проведен обзор властвующих элит политической и, в некоторых случаях, экономической природы некоторых государств мира, государств, оказывающих наибольшее влияние на глобальные процессы, происходящие на планете, или же способных, посредством своей деятельности, оказать эффект цепной реакции на целые регионы.
В статье исследуется имиджеологический аспект коммуникативной компетентности наставника на государственной службе. Выявлены коммуникативные функции имиджа наставника в отношении подопечных сотрудников. Определены коммуникативные умения, необходимые наставнику во всех процессах и этапах прохождения этой кадровой технологии. На основе анализа научных трудов отечественных учёных, раскрыты и обоснованы ролевые модели поведения наставника в отношении подопечных с позиции его имиджа, авторитета, коммуникативной компетентности. В ходе проведения авторского экспертного опроса среди государственных служащих выявлены основные профессиональные, деловые, морально-психологические, интегральные качества, наиболее эффективно развивающиеся у государственного служащего в процессе исполнения наставнических функций. Предложена авторская структурно-логическая прикладная модель коммуникативной компетентности наставника на государственной службе в процессе восприятия его коммуникативных знаний, умений, навыков, сфер реализации компетенций в достижении эффективности наставнической деятельности
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 
В статье рассматривается прагматизм в качестве ментальной основы национального характера американцев. Ключевым понятием прагматизма выступает истина, представленная в особенном преломлении, отражающем суть мировоззрения и мировосприятия американской нации и оформленная в тезис - «истинно то, во что я верю». Утверждается, что данной максимой руководствуются не только американцы на обывательском уровне, но и политическая элита США, стиль общения которой носит прагматический характер. Проведенный контент-анализ зарубежных и отечественных периодических изданий убедительно доказывает наличие разногласий в сфере общения администрации США и других представителей мировой общественности, не всегда верно трактующих действия американского политического истеблишмента. Используя герменевтический подход при обзоре источников научной и художественной литературы, автор пришёл к выводу о том, что американский прагматизм основан на вере, отражающей ментальные воззрения, которые проявляются в своем большинстве бессознательно. Прагматичные установки, в свою очередь, детерминируют действия и поступки американцев, что позволяет объяснить их ориентацию на успех в качестве главного жизненного кредо, а также проводимую внешнеполитическую деятельность, где прагматизм аналогичным образом лежит в основе коммуникативных паттернов политической элиты.
Активное распространение интегрированного контента, а также смещение акцента в работе СМИ с корректной передачи сообщения на наиболее доступную и упрощенную, привели к тому, что искажения информации приобретают множество форм, которые не сводятся к фейкам и фактическим ошибкам, а становятся частью масштабного инсценирования реальности. Взяв за основу концепции, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, автор предпринимает попытку выявить критерии инсценирования реальности и отследить изменения, которые произошли в его механизмах при переходе от традиционных форм журналистского материала к новым медиа. Подобные изменения обуславливают непрерывное создание инсценированных рисков, которое не представлялось возможным в рамках традиционных СМИ. Автор приходит к выводу, что данные процессы следует учитывать в качестве принципиально важного фактора при анализе формирования общественного мнения под влиянием средств массовой информации
Социальные сети произвели инновационное воздействие на все сферы жизни. Они стимулируют деятельность сетевых сообществ. Широкая востребованность социальных сетей сделала весьма актуальным изучение социологических аспектов социальной солидарности. Солидарность в современном обществе растет благодаря усилению коммуникативных возможностей, связанных с появлением социальных сетей, которые стали агентами формирования интернет-сообществ. Авторы предлагают новый термин для характеристики солидарности в интернет-сообществах - онлайн-солидарность. Этот термин указывает на связь с социальными сетями, интернет средой, а также на то, что солидарность возникает на микроуровне в повседневных отношениях. В статье дается определение и анализируются характеристики онлайн-солидарности в интернет-сообществах и приводятся данные авторского исследования «Студенты в онлайн-сетях», проведенного методом анкетного опроса в 2019 году. В статье приводится вывод, что пользователи, имеющие много «друзей» в социальных сетях, чувствуют себя более успешными и социально востребованными. Онлайн-солидарность, несмотря на свою гибкость и необременительность, играет заметную роль в обществе, включая воздействие на макроструктуры общества
Статья посвящена особенностям, специфике и изменениям паттернов социосетевой коммуникации подростков в сети Интернет. Наиболее популярные среди подростков социальные сети ВКонтакте, Instagram и Twitter рассматриваются как особая социальная среда, которая является неотъемлемой частью повседневной коммуникации современного подростка. В теоретической базе автор опирался на концепцию М. Маклюэна, драматургическую социологию И. Гоффмана и теорию сетевого общества М. Кастельса. По результатам качественного исследования в форме личных интервью с подростками, автором был создан «портрет» социальных сетей в понимании подростков: описываются отличительные характеристики использования подростками социальных сетей ВКонтакте, Instagram и Twitter как каналов коммуникации, динамика особенностей использования социальных сетей по самоопределению подростков, достоинства и недостатки наличия аккаунтов в социальных сетях с точки зрения подростков
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 
В статье рассматриваются основные направления и проблемы в исследовании оппозиции (дихотомии) «свой-чужой», с особым местом «другого» при замещении (перекодировании) образов, коннотации ее субъектов. Отмечаются наиболее распространенные и существенные исследовательские предложения, имеющиеся в литературе по выделению базовых оснований дихотомии и дискурсов ее бытования. Обращается внимание на философские, научные идеи и выводы российских и зарубежных авторов, которые следует задействовать для более адекватного описания сущности процессов, характеризующих взаимодействие разнородных индивидуальных и групповых субъектов оппозиции. Предлагается авторское видение особенностей реальных и виртуальных отношений ее субъектов, ключевых моментов и возможных результатов их взаимодействия при обращении к ним в различных мировоззренческих системах
Авторы рассматривают особенности использования организациями аэрокосмической отрасли кинематографических жанров в коммуникативной деятельности. Поскольку организации формируют вокруг себя информационное пространство, очень важно, чтобы информация, которая в нем присутствует, была положительной и позволяла эффективно воздействовать на ключевую аудиторию. В современных условиях информация, транслируемая традиционными СМИ, воспринимается с меньшим интересом. В связи с этим организациям приходится искать и осваивать новые каналы коммуникации, такие как социальные сети, блоги и т.д. Особое значение имеет кинематограф. Он позволяет реализовать такие функции, как развлечение, информирование, просвещение, организацию социальной общности, воспитание. В аэрокосмической сфере осуществление эффективного воздействия на целевую аудиторию имеет свои особенности, поскольку эта отрасль стратегически важная для страны, потенциально кризисная, к ней постоянно приковано внимание общественности и СМИ. Кроме того, распространение некоторых сведений может быть ограничено в связи с отнесением данных к составляющим государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Кинематографические произведения как средство формирования информационного пространства организаций аэрокосмической отрасли в России имеют эффективность. Они используются для формирования положительного имиджа отрасли, организаций, профессий, для продвижения продукции и услуг. Полнометражные и короткометражные фильмы, создаваемые в игровых (художественных) и неигровых (нехудожественных) жанрах, позволяют трансформировать способы взаимодействия коммуникатора и аудитории, расширяют коммуникативные возможности пространства, ускоряют обмен информацией
Появившийся в XXI веке термин «цифровая публичная дипломатия» во многом обязан появлению и развитию концепта Web 2.0 (интерактивного взаимодействия в сети Интернет). Принцип сетевого взаимодействия, при котором система становится лучше с ростом количества пользователей и созданием пользовательского контента, дал возможность создавать социальные медиа-платформы, где новостной и развлекательный контент создается и модерируется самим пользователем. Такие платформы стали выразителем мнения разных групп людей во многих странах мира, в том числе и в Китае. Китайский сегмент сети Интернет является «закрытым», а многие популярные Западные сервисы в нем заблокированы. Изучение структуры китайских социальных медиа-площадок и микроблогов, анализ целевого контента необходим для понимания общественного мнения Китая, выбора правильных каналов передачи сообщений и получения обратной связи для продвижения публичной дипломатии страны. В данной статье рассмотрены основные китайские социальные медиа-площадки и микроблоги, дается оценка их популярности и возможности анализа общественного мнения Китая на их основе с помощью «прослушивания» (listening) социальных медиа-площадок и микроблогов.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить и изучить механизмы информационно-имиджевой политики, способствующие созданию положительного образа страны; раскрыть роль информационно-имиджевой политики в формировании и продвижении брэндов национальной культуры. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью разработки научно обоснованного подхода к исследованию имиджа страны с позиций культурологии, сложной дисциплины, отличающейся целостностью и комплексным отношением к изучению всех явлений культуры с учетом современных достижений различных отраслей знаний. Особое внимание уделено концепции имиджа в современной науке. Теоретическую базу составили положения и концепции классических работ по культурологии, теории массовой и межкультурной коммуникации, средств массовой информации, журналистике, имиджелогии, политологии, социологии, маркетинга, психологии, философии, этнологии. В статье нашли отражение теории информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс), информационного пространства, информационной политики (И. Мелюхин, В. Попов), странового брендинга (С. Анхольт, У. Оллинс)
ISSN 2311-3332 (Online)