Северный сосед: мемы о народе и власти как инструмент формирования имиджа России в цифровом пространстве Китая
Аннотация
Феномен интернет-мемов нечасто обсуждается в академическом дискурсе, несмотря на активное их применение в прикладной коммуникации: связях с общественностью, маркетинговых и политических коммуникациях, конструировании брендов. Интернет превратил распространение мемов в повседневную практику, и этот термин (а) стал неотъемлемой частью общедоступного сетевого языка; (б) элементом современной сетевой культуры, обладающим высоким потенциалом к формированию устойчивых образов и стереотипов. В настоящей статье, опираясь на анализ двух распространенных мемов о России в китайском сегменте сети интернет, мы предпринимаем попытку проследить, как развивается образ России в китайском интернет-сегменте, выявить наиболее устойчивые образы и оценить перспективы работы с мемами в управлении имиджем страны и конструировании страновых брендов
Об авторах
Е. С. НадежкинаРоссия
Н. В. Кириллина
Россия
Список литературы
1. Докинз Р. (1993). Эгоистичный ген. М.: МирюЛысенко Е.Н. (2017). Интернет-мемы в коммуникации молодёжи // Вестник СПБГУ. Социология. Том 10, вып. 4. С. 410-424: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-v-kommunikatsii-molodezhi.
2. Савицкая Т.Е. (2013). Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Информкультура онлайн. Аналитика, библиография, фактография по культуре и искусству // НИЦ Информ-культура РГБ. № 3.
3. Шостак С. (2005). Механизмы культурной диффузии // Социология: теория, методы, маркетинг. № 3.
4. Atran S. (2001). The trouble with memes: Inference versus imitation in cultural creation. Human Nature. No.12(4). P. 351-381. DOI: 10.1007/s12110-001-1003-0.
5. Aunger R. (2006). Cultural Transmission and Diffusion In: Encyclopedia of Cognitive Science.
6. Chielens K., Heylighen F. (2005). Operationalization of meme selection criteria: Procedures to empirically test memetic hypotheses. Proceedings AISB. Retrieved from: http://www.aisb.org.uk/publications/proceedings/aisb05/9_Soc_Final.pdf.
7. Dawkins R. (2004). A devil’s chaplain: reflections on hope, lies, science, and love. Boston, MA: Mariner Books.
8. Jenkins H., Li X., Krauskopf A.D., Grean J. (2009). If it doesn’t spread, it’s dead (part one). In: Media viruses and memes. Retrieved from: http://henryjenkins.org/blog/2009/02/if_it_doesnt_spread_its_dead_p.html.
9. Katz E. (1999). Theorizing diffusion: Tarde and Sorokin revisited. In: Annals of the American Academy of Political and Social Science, 566(1). P. 144-155. DOI: 10.1177/000271629956600112.
10. Knobel M., Lankshear C. (2007). A new literacies sampler. New York, NY: Peter Lang.
11. Olesen M. (2016). Meme. In: The International Encyclopedia of Communication Theory and Philosophy.
12. Shifman L. (2013). Memes in a Digital World: Reconciling with a Conceptual Troublemaker Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 18, Issue 3 DOI: https://doi.org/10.1111/jcc4.12013.
13. Sobande F. (2019). Memes, digital remix culture and (re)mediating British politics and public life. IPPR Prograssive review. Vol. 26. Issue 2. DOI: https://doi.org/10.1111/newe.12155.
14. Spitzberg B. (2014). Toward A Model of Meme Diffusion. Communication Theory. Vol. 24. Issue 3. P. 225-360. DOI: https://doi.org/10.1111/comt.12042.
15. Tracy L. (1996). Genes, memes, templates, and replicators. Behavioral Science. Vol. 41. Issue 3. P. 205-214
Рецензия
Для цитирования:
Надежкина Е.С., Кириллина Н.В. Северный сосед: мемы о народе и власти как инструмент формирования имиджа России в цифровом пространстве Китая. Коммуникология. 2020;8(2):181-192. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-182-193
For citation:
Nadezhkina E.S., Kirillina N.V. The Northern Neighbor: memes about people and power as a tool for shaping the image of Russia in Chinese digital space. Communicology. 2020;8(2):181-192. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-182-193