Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Северный сосед: мемы о народе и власти как инструмент формирования имиджа России в цифровом пространстве Китая

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-182-193

Аннотация

Феномен интернет-мемов нечасто обсуждается в академическом дискурсе, несмотря на активное их применение в прикладной коммуникации: связях с общественностью, маркетинговых и политических коммуникациях, конструировании брендов. Интернет превратил распространение мемов в повседневную практику, и этот термин (а) стал неотъемлемой частью общедоступного сетевого языка; (б) элементом современной сетевой культуры, обладающим высоким потенциалом к формированию устойчивых образов и стереотипов. В настоящей статье, опираясь на анализ двух распространенных мемов о России в китайском сегменте сети интернет, мы предпринимаем попытку проследить, как развивается образ России в китайском интернет-сегменте, выявить наиболее устойчивые образы и оценить перспективы работы с мемами в управлении имиджем страны и конструировании страновых брендов

Об авторах

Е. С. Надежкина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Н. В. Кириллина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Докинз Р. (1993). Эгоистичный ген. М.: МирюЛысенко Е.Н. (2017). Интернет-мемы в коммуникации молодёжи // Вестник СПБГУ. Социология. Том 10, вып. 4. С. 410-424: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-v-kommunikatsii-molodezhi.

2. Савицкая Т.Е. (2013). Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Информкультура онлайн. Аналитика, библиография, фактография по культуре и искусству // НИЦ Информ-культура РГБ. № 3.

3. Шостак С. (2005). Механизмы культурной диффузии // Социология: теория, методы, маркетинг. № 3.

4. Atran S. (2001). The trouble with memes: Inference versus imitation in cultural creation. Human Nature. No.12(4). P. 351-381. DOI: 10.1007/s12110-001-1003-0.

5. Aunger R. (2006). Cultural Transmission and Diffusion In: Encyclopedia of Cognitive Science.

6. Chielens K., Heylighen F. (2005). Operationalization of meme selection criteria: Procedures to empirically test memetic hypotheses. Proceedings AISB. Retrieved from: http://www.aisb.org.uk/publications/proceedings/aisb05/9_Soc_Final.pdf.

7. Dawkins R. (2004). A devil’s chaplain: reflections on hope, lies, science, and love. Boston, MA: Mariner Books.

8. Jenkins H., Li X., Krauskopf A.D., Grean J. (2009). If it doesn’t spread, it’s dead (part one). In: Media viruses and memes. Retrieved from: http://henryjenkins.org/blog/2009/02/if_it_doesnt_spread_its_dead_p.html.

9. Katz E. (1999). Theorizing diffusion: Tarde and Sorokin revisited. In: Annals of the American Academy of Political and Social Science, 566(1). P. 144-155. DOI: 10.1177/000271629956600112.

10. Knobel M., Lankshear C. (2007). A new literacies sampler. New York, NY: Peter Lang.

11. Olesen M. (2016). Meme. In: The International Encyclopedia of Communication Theory and Philosophy.

12. Shifman L. (2013). Memes in a Digital World: Reconciling with a Conceptual Troublemaker Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 18, Issue 3 DOI: https://doi.org/10.1111/jcc4.12013.

13. Sobande F. (2019). Memes, digital remix culture and (re)mediating British politics and public life. IPPR Prograssive review. Vol. 26. Issue 2. DOI: https://doi.org/10.1111/newe.12155.

14. Spitzberg B. (2014). Toward A Model of Meme Diffusion. Communication Theory. Vol. 24. Issue 3. P. 225-360. DOI: https://doi.org/10.1111/comt.12042.

15. Tracy L. (1996). Genes, memes, templates, and replicators. Behavioral Science. Vol. 41. Issue 3. P. 205-214


Рецензия

Для цитирования:


Надежкина Е.С., Кириллина Н.В. Северный сосед: мемы о народе и власти как инструмент формирования имиджа России в цифровом пространстве Китая. Коммуникология. 2020;8(2):181-192. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-182-193

For citation:


Nadezhkina E.S., Kirillina N.V. The Northern Neighbor: memes about people and power as a tool for shaping the image of Russia in Chinese digital space. Communicology. 2020;8(2):181-192. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-2-182-193

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)