Глубинное интервью как инструмент оценки управленческой готовности
Аннотация
В статье на материале эмпирического исследования рассматривается продуктивность использования глубинного интервью как инструмента оценки управленческой готовности в рамках технологии личностно-профессиональной диагностики руководителей высшего звена. Актуальность исследования определяется значимостью глубинного интервью как метода, позволяющего в процессе специализированной коммуникации выявлять, определять и конкретизировать индивидуальные личностно-профессиональные ресурсы человека посредством глубинного анализа полученной в результате коммуникативного взаимодействия информации, а также необходимостью дальнейшего совершенствования технологии личностно-профессиональной диагностики кадров управления. Материалом для анализа послужили результаты глубинных интервью, полученные в ходе личностно-профессиональной диагностики кандидатов в президентский резерв, а также участников управленческих конкурсов и кандидатов в региональные резервы управленческих кадров в 2014-2016 гг. (n=458) и в 2017-2019 гг. (n=985). Описаны особенности применения глубинного интервью и модели обработки результатов интервью в 2014-2016 гг. и 2017-2019 гг. Установлено, что глубинный анализ информации, полученной в результате интервью, в 2014-2016 гг. позволял оценивать руководителей по трем показателям, в качестве которых выступали входящие в структуру управленческого потенциала метакомпетенции «стратегическое лидерство», «масштабность мышления», «настойчивость и целеустремленность», а в 2017-2019 гг. - по девяти показателям, которые описывали целостную структуру управленческого потенциала и позволяли более точно оценить уровень управленческой готовности участников диагностики. Показано, что глубинное интервью в рамках технологии личностно-профессиональной диагностики позволяет составить личностно-профессиональный портрет участника, зафиксировать уровень выраженности каждого из компонентов управленческого потенциала руководителей, дать прогноз по возможностям формирования управленческой готовности.
Об авторах
Е. В. СелезневаРоссия
Е. Г. Чирковская
Россия
Список литературы
1. Балян К.С. (2016). Сравнение различных методик проведения интервью при приеме на работу // Научные исследования и разработки молодых ученых. № 9-2. С. 29-32.
2. Болатханова К.Р. (2016). Практика применения когнитивного интервью для работы с подозреваемым // Научный журнал. № 12(13). С. 76-80.
3. Бусыгина Н.П. (2010). Методологические основания качественных исследований в психологии: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Москва.
4. Войтов А.В. (2010). Качественные методы как основа изучения механизмов рекрутирования региональной политической элиты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. № 2 (12). С. 152-157.
5. Готлиб А.С. (2017). Качественное социологическое исследование и прогнозирование: «И невозможное возможно»? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 3. С. 12-20. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.02.
6. Готлиб А.С. (2014). Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты / 2-е изд., стер. М.: Флинта.
7. Деева Н.А. (2015). Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования // Общество и право. № 1(51). С. 275-280.
8. Дмитриева О.А. (2018). Скайп-интервью в качественных исследованиях. Обзор // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1 (143). С. 107-116.
9. Илюшин Л.С., Азбель А.А. (2015). Проблема изучения экзистенциальных смыслов профессиональной деятельности современного учителя // Человек и образование. № 3(44).
10. Ипатова А.А., Тындик А.О. (2015). Репродуктивный возраст: 30-летний рубеж в предпочтениях и биографиях // Мир России. № 4. С. 123-148.
11. Кошарная Г.Б. (2014). Проблема валидности качественных методов в социологическом исследовании // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Общественные науки. № 3(31). С. 86-95.
12. Кривошеева-Медянцева Д.Д. (2018). Сопротивление изменениям в организации в контексте качественного эмпирического исследования // Вопросы регулирования экономики. Т.9. № 2. С. 84-103. DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.2.084-103.
13. Крук В.М., Царенко М.А. (2012). Полуструктурированное интервью в программе надежности персонала США // European Social Science Journal. № 3 (19). С. 349-356.
14. Крючков К.С. (2019). Переживание любовной разлуки - опыт феноменологического анализа // Психолог. № 2. С. 9-27. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.2.27954.
15. Макаров В.В., Слуцкий М.Г., Верединский С.Ю. (2019). Собеседование как основной этап подбора сотрудников компании IT // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 9-1. С. 123-126. DOI:10.24411/2500-1000-2019-11581.
16. Маханькова Н.В. (2015). Стратегии и тактики минимизирования коммуникативного диссонанса в интервью-собеседовании // Вестник Удмуртского университета. Серия: история и филология. Т. 25. №. 3. С. 158-163.
17. Мягков А.Ю., Журавлева С.Л. (2011). Экспериментальная оценка качества данных в телефонном интервью // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 32. С. 26-52.
18. Нечаева Е.С. (2012). Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. № 2. С. 71-78.
19. Попова И.П. (2018). Этапы профессиональной карьеры и биографии ученых: перспективы исследования // (Авто)биография как объект социологического анализа. Материалы Х чтений памяти В.Б. Голофаста, 3-5 апреля 2018 г. / Под ред. О.Б. Божкова. СПб.: Норма, С. 171-180.
20. Путилова Е.Г. (2015). «Эволюция» биографического метода: особенности проведения online-интервью // Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65). С. 22-26.
21. Семенюк Е.А., Яковлева Л.А., Гладышева А.В. (2018). Стрессовое интервью как метод подбора персонала // Функциональные составляющие современной концепции менеджмента: вопросы теории и практики: материалы IV региональной научно-практической конференции молодых ученых. 15 февраля 2018 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, С. 72-77.
22. Синявская Т.Г. (2017). Риск-интервью с руководителями как инструмент оценки рисков // Учет и статистика. № 3 (47). С. 83-91.
23. Синягин Ю.В. (2014). Оценка личности: ресурсный и компетентностный подходы // Проблемы педагогики и психологии. № 2. С.85-93.
24. Синягин Ю.В. (2017). Трехкомпонентная модель управленческой готовности //Живая психология. Т. 4. № 2. С. 101-108.
25. Синягин Ю.В. (2019). Факторы, условия и биографические предикторы успешной управленческой карьеры в системе государственной гражданской службы //Государственная служба. №4. С. 6-21.
26. Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю. (2015). Контекстная парадигма в оценке личностных и профессиональных ресурсов руководителей // Акмеология. №2. С.149-158.
27. Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю., Косороткина М.С., Мударисов А.А. (2013). Личностно-профессиональная диагностика как комплексный механизм оценки компетентностей и компетенций гражданских служащих // Теория и практика общественного развития. № 11. С. 125-129.
28. Синягина Н.Ю. (2019). Психобиографический подход: роль биографических факторов в оценке управленческой успешности // Образование личности. №3-4. С. 52-59.
29. Трубицына Л.В. (2019). Слабоструктурированное интервью как метод качественного исследования в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 12. № 3. С. 72-84.
30. Челнокова О.А. (2020). Методы и технологии поиска и отбора персонала в современную организацию // Научные исследования. № 1(32). С. 3-5.
31. Чернов А.Ю. (2012). Качественный подход в психологическом исследовании: Автореф. дис. …докт. психол. наук. Ярославль.
32. Чеховский И.В. (2009). Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник РУДН. Серия: Социология. № 4. С. 20-25.
33. Чирикова А.Е. (2018). Социологическое измерение бизнес-элиты в современной России: возможности качественной методологии // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф. С. 192-215. DOI: 10.19181/ezheg.2018.9.
34. Чирковская Е.Г. (2019). Инструменты психобиографического анализа управленческой успешности в кадровой работе на государственной гражданской службе // Вестник экспертного совета. № 4 (19). С. 14-18.
35. Шебураков И.Б. (2018). Комплексный анализ командных ресурсов как современная технология оценки и развития управленческих команд // Образование личности. №4. С. 46-53.
36. Ядова М.А. (2020). Взгляды и жизненные траектории молодежи сквозь призму биографических исследований // Россия и современный мир. № 1(106). С. 204-210. DOI: 10.31249/ rsm/2020.01.11.
37. Creswell J.W. (2014). Research design: qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. 4th ed. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.
38. Jaskyte K. (2014). Individual and work values of nonprofit, public, and business employees: how similar or different are they? // Human Services Organizations: Leadership, Management and Governance. Vol. 38(3). P. 283-296. DOI: 10.1080/03643107.2013.866606.
39. Roberts Br. (2002). Biographical research: Principles and Practice in Survey Research. Buckingham; Philadelphia: Open University Press.
40. Rosenthal G. (1993). Reconstruction of life stories: principles of selection in generating stories for narrative biographical interviews // The narrative study of lives. No. 1(1). P. 59-91.
41. Ryan Fr., Coughlan M., Cronin P. (2009). Interviewing in qualitative research: The one-to-one interview // International Journal of Therapy and Rehabilitation. Vol. 16. No. 6. P. 309-314. DOI: 10.12968/ijtr.2009.16.6.42433.
Рецензия
Для цитирования:
Селезнева Е.В., Чирковская Е.Г. Глубинное интервью как инструмент оценки управленческой готовности. Коммуникология. 2020;8(4):80-98. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-80-98
For citation:
Selezneva E.V., Chirkovskaya E.G. In-Depth Interview as a Tool for Assessing Management Readiness. Communicology. 2020;8(4):80-98. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-80-98