Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Глубинное интервью как инструмент оценки управленческой готовности

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-80-98

Аннотация

В статье на материале эмпирического исследования рассматривается продуктивность использования глубинного интервью как инструмента оценки управленческой готовности в рамках технологии личностно-профессиональной диагностики руководителей высшего звена. Актуальность исследования определяется значимостью глубинного интервью как метода, позволяющего в процессе специализированной коммуникации выявлять, определять и конкретизировать индивидуальные личностно-профессиональные ресурсы человека посредством глубинного анализа полученной в результате коммуникативного взаимодействия информации, а также необходимостью дальнейшего совершенствования технологии личностно-профессиональной диагностики кадров управления. Материалом для анализа послужили результаты глубинных интервью, полученные в ходе личностно-профессиональной диагностики кандидатов в президентский резерв, а также участников управленческих конкурсов и кандидатов в региональные резервы управленческих кадров в 2014-2016 гг. (n=458) и в 2017-2019 гг. (n=985). Описаны особенности применения глубинного интервью и модели обработки результатов интервью в 2014-2016 гг. и 2017-2019 гг. Установлено, что глубинный анализ информации, полученной в результате интервью, в 2014-2016 гг. позволял оценивать руководителей по трем показателям, в качестве которых выступали входящие в структуру управленческого потенциала метакомпетенции «стратегическое лидерство», «масштабность мышления», «настойчивость и целеустремленность», а в 2017-2019 гг. - по девяти показателям, которые описывали целостную структуру управленческого потенциала и позволяли более точно оценить уровень управленческой готовности участников диагностики. Показано, что глубинное интервью в рамках технологии личностно-профессиональной диагностики позволяет составить личностно-профессиональный портрет участника, зафиксировать уровень выраженности каждого из компонентов управленческого потенциала руководителей, дать прогноз по возможностям формирования управленческой готовности.

Об авторах

Е. В. Селезнева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Е. Г. Чирковская
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Балян К.С. (2016). Сравнение различных методик проведения интервью при приеме на работу // Научные исследования и разработки молодых ученых. № 9-2. С. 29-32.

2. Болатханова К.Р. (2016). Практика применения когнитивного интервью для работы с подозреваемым // Научный журнал. № 12(13). С. 76-80.

3. Бусыгина Н.П. (2010). Методологические основания качественных исследований в психологии: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Москва.

4. Войтов А.В. (2010). Качественные методы как основа изучения механизмов рекрутирования региональной политической элиты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. № 2 (12). С. 152-157.

5. Готлиб А.С. (2017). Качественное социологическое исследование и прогнозирование: «И невозможное возможно»? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 3. С. 12-20. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.02.

6. Готлиб А.С. (2014). Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты / 2-е изд., стер. М.: Флинта.

7. Деева Н.А. (2015). Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования // Общество и право. № 1(51). С. 275-280.

8. Дмитриева О.А. (2018). Скайп-интервью в качественных исследованиях. Обзор // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1 (143). С. 107-116.

9. Илюшин Л.С., Азбель А.А. (2015). Проблема изучения экзистенциальных смыслов профессиональной деятельности современного учителя // Человек и образование. № 3(44).

10. Ипатова А.А., Тындик А.О. (2015). Репродуктивный возраст: 30-летний рубеж в предпочтениях и биографиях // Мир России. № 4. С. 123-148.

11. Кошарная Г.Б. (2014). Проблема валидности качественных методов в социологическом исследовании // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Общественные науки. № 3(31). С. 86-95.

12. Кривошеева-Медянцева Д.Д. (2018). Сопротивление изменениям в организации в контексте качественного эмпирического исследования // Вопросы регулирования экономики. Т.9. № 2. С. 84-103. DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.2.084-103.

13. Крук В.М., Царенко М.А. (2012). Полуструктурированное интервью в программе надежности персонала США // European Social Science Journal. № 3 (19). С. 349-356.

14. Крючков К.С. (2019). Переживание любовной разлуки - опыт феноменологического анализа // Психолог. № 2. С. 9-27. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.2.27954.

15. Макаров В.В., Слуцкий М.Г., Верединский С.Ю. (2019). Собеседование как основной этап подбора сотрудников компании IT // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 9-1. С. 123-126. DOI:10.24411/2500-1000-2019-11581.

16. Маханькова Н.В. (2015). Стратегии и тактики минимизирования коммуникативного диссонанса в интервью-собеседовании // Вестник Удмуртского университета. Серия: история и филология. Т. 25. №. 3. С. 158-163.

17. Мягков А.Ю., Журавлева С.Л. (2011). Экспериментальная оценка качества данных в телефонном интервью // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 32. С. 26-52.

18. Нечаева Е.С. (2012). Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. № 2. С. 71-78.

19. Попова И.П. (2018). Этапы профессиональной карьеры и биографии ученых: перспективы исследования // (Авто)биография как объект социологического анализа. Материалы Х чтений памяти В.Б. Голофаста, 3-5 апреля 2018 г. / Под ред. О.Б. Божкова. СПб.: Норма, С. 171-180.

20. Путилова Е.Г. (2015). «Эволюция» биографического метода: особенности проведения online-интервью // Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65). С. 22-26.

21. Семенюк Е.А., Яковлева Л.А., Гладышева А.В. (2018). Стрессовое интервью как метод подбора персонала // Функциональные составляющие современной концепции менеджмента: вопросы теории и практики: материалы IV региональной научно-практической конференции молодых ученых. 15 февраля 2018 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, С. 72-77.

22. Синявская Т.Г. (2017). Риск-интервью с руководителями как инструмент оценки рисков // Учет и статистика. № 3 (47). С. 83-91.

23. Синягин Ю.В. (2014). Оценка личности: ресурсный и компетентностный подходы // Проблемы педагогики и психологии. № 2. С.85-93.

24. Синягин Ю.В. (2017). Трехкомпонентная модель управленческой готовности //Живая психология. Т. 4. № 2. С. 101-108.

25. Синягин Ю.В. (2019). Факторы, условия и биографические предикторы успешной управленческой карьеры в системе государственной гражданской службы //Государственная служба. №4. С. 6-21.

26. Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю. (2015). Контекстная парадигма в оценке личностных и профессиональных ресурсов руководителей // Акмеология. №2. С.149-158.

27. Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю., Косороткина М.С., Мударисов А.А. (2013). Личностно-профессиональная диагностика как комплексный механизм оценки компетентностей и компетенций гражданских служащих // Теория и практика общественного развития. № 11. С. 125-129.

28. Синягина Н.Ю. (2019). Психобиографический подход: роль биографических факторов в оценке управленческой успешности // Образование личности. №3-4. С. 52-59.

29. Трубицына Л.В. (2019). Слабоструктурированное интервью как метод качественного исследования в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 12. № 3. С. 72-84.

30. Челнокова О.А. (2020). Методы и технологии поиска и отбора персонала в современную организацию // Научные исследования. № 1(32). С. 3-5.

31. Чернов А.Ю. (2012). Качественный подход в психологическом исследовании: Автореф. дис. …докт. психол. наук. Ярославль.

32. Чеховский И.В. (2009). Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник РУДН. Серия: Социология. № 4. С. 20-25.

33. Чирикова А.Е. (2018). Социологическое измерение бизнес-элиты в современной России: возможности качественной методологии // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф. С. 192-215. DOI: 10.19181/ezheg.2018.9.

34. Чирковская Е.Г. (2019). Инструменты психобиографического анализа управленческой успешности в кадровой работе на государственной гражданской службе // Вестник экспертного совета. № 4 (19). С. 14-18.

35. Шебураков И.Б. (2018). Комплексный анализ командных ресурсов как современная технология оценки и развития управленческих команд // Образование личности. №4. С. 46-53.

36. Ядова М.А. (2020). Взгляды и жизненные траектории молодежи сквозь призму биографических исследований // Россия и современный мир. № 1(106). С. 204-210. DOI: 10.31249/ rsm/2020.01.11.

37. Creswell J.W. (2014). Research design: qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. 4th ed. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.

38. Jaskyte K. (2014). Individual and work values of nonprofit, public, and business employees: how similar or different are they? // Human Services Organizations: Leadership, Management and Governance. Vol. 38(3). P. 283-296. DOI: 10.1080/03643107.2013.866606.

39. Roberts Br. (2002). Biographical research: Principles and Practice in Survey Research. Buckingham; Philadelphia: Open University Press.

40. Rosenthal G. (1993). Reconstruction of life stories: principles of selection in generating stories for narrative biographical interviews // The narrative study of lives. No. 1(1). P. 59-91.

41. Ryan Fr., Coughlan M., Cronin P. (2009). Interviewing in qualitative research: The one-to-one interview // International Journal of Therapy and Rehabilitation. Vol. 16. No. 6. P. 309-314. DOI: 10.12968/ijtr.2009.16.6.42433.


Рецензия

Для цитирования:


Селезнева Е.В., Чирковская Е.Г. Глубинное интервью как инструмент оценки управленческой готовности. Коммуникология. 2020;8(4):80-98. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-80-98

For citation:


Selezneva E.V., Chirkovskaya E.G. In-Depth Interview as a Tool for Assessing Management Readiness. Communicology. 2020;8(4):80-98. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-80-98

Просмотров: 264


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)