Молодежь в пространстве гражданско-политических коммуникаций (результаты сравнительного анализа)
https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-121-131
Аннотация
В теоретической части статьи гражданская вовлеченность молодежи рассматривается через призму когнитивно-коммуникативной проекции гражданства и как непосредственная активность в коммуникативном пространстве гражданско-политической реальности. Описываются типы вовлеченного гражданина. В практической части статьи дается количественное описание и оценка включенности молодежи в гражданско-политические коммуникации. Для этого используется метафора «воронка гражданской вовлеченности». Эмпирической базой для проведения анализа являются два анкетных опроса. Один проведен автором в конце 2019 года. Объектом исследования выступала молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, проживающая в Тюмени. Исследование репрезентирует генеральную совокупность по полу и возрасту. Вторым источником эмпирической информации является мониторинговое исследование 14-летних подростков, завершенное в 2009 г. и в 2016 г. Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений. В ходе вторичного анализа сравниваются релевантные показатели по 17 странам (включая Россию), по которым имеются доступные базы данных обоих замеров.
Список литературы
1. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. (2019). Новое поколение граждан и телевидение // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. Том 14. №1. С. 42-53.
2. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. (2020). Политическая субъектность нового рабочего класса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. №2. С. 333-347.
3. Дифференциация гражданских и политических практик в России (2013): институциональная перспектива. Научно-аналитический доклад / под руководством С.В. Патрушева. М.: Институт социологии РАН.
4. Недяк И.Л. (2018). Определение политического через свободу от произвола: абрис гражданственности в неоклассическом республиканизме // Политическая наука. №2. С. 53-72.
5. Никовская Л.И., Скалабан И.А. (2017). Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. №6. C. 43-60.
6. Петухов В.В. (2019). Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. №12. С. 3-14.
7. Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства // Полис. Политические исследования. №5. С. 97-107.
8. Шарков Ф.И. (2019). Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. Том 7. №4. С. 32-40.
9. Barber B. (1984). Strong democracy: Participatory politics for a new age. Berkeley: University of California Press.
10. Boulianne S. (2015) Social media use and participation: a meta-analysis of current research // Information, Communication & Society. Vol. 18. No.5. P. 524-538.
11. Crick B. (2002). Education for Citizenship: The Citizenship Order // Parliamentary Affairs. Vol. 55. №3. P. 488-504.
12. Dahlgren P. (2014). Political participation via the web: Structural and subjective contingencies // Interactions: Studies in Communication & Culture. Vol. 5. No.3. P. 255-269.
13. Foa R., Mounk Y. (2016). The Democratic Disconnect // Journal of Democracy. Vol. 27. No.3. P. 5-17.
14. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. International Civic and Citizenship Education Study, 2009. Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 2018-11-01.
15. Kahne J., Bowyer B. (2018). The Political Significance of Social Media Activity and Social Networks // Political Communication. Vol. 35. No.3. P. 470-493.
16. Leyva R. (2016). Exploring UK Millennials’ Social Media Consumption Patterns and Participation in Elections, Activism, and “Slacktivism” // Social Science Computer Review. Vol. 35. No.4. P. 462-479.
17. Loader B.D., Vromen А., Xenos М.А. (2014). The networked young citizen: social media, political participation and civic engagement // Information, Communication & Society. Vol. 17. No.2. P. 143-150.
18. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. International Civic and Citizenship Education Study, 2016. Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 2018-10-24.
19. Milbrath L.W. (1981). Political Participation. In: The Handbook of Political Behavior, ed. S.L. Long. New York: Plenum Press. P. 197-240.
20. Morozov E. (2009). From slacktivism to activism // Foreign Policy [эл. ресурс]: http://foreignpolicy.com/2009/09/05/from-slacktivism-to-activism (дата обращения: 10.08.2020).
21. Nelson J., Lewis D., Lei R. (2017). Digital Democracy in America: A Look at Civic Engagement in an Internet Age // Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 94. No.1. P. 318-334.
22. Ohme J. (2019). Updating citizenship? The effects of digital media use on citizenship understanding and political participation // Information, Communication & Society. Vol. 22. No.13. P. 1903-1928.
23. Schudson M. (1998) The Good Citizen: A History of American Public Life. New York: The Free Press.
24. Schulz W., Ainley J., Fraillon J. (2011). ICCS 2009: Technical Report. Amsterdam: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA).
25. Schulz W. et al. (2018). International Civic and Citizenship Education Study 2016: Technical Report. Amsterdam: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA).
Рецензия
Для цитирования:
Маленков В.В. Молодежь в пространстве гражданско-политических коммуникаций (результаты сравнительного анализа). Коммуникология. 2020;8(4):121-131. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-121-131
For citation:
Malenkov V.V. Youth in the Space of Civil and Political Communications (results of a comparative analysis). Communicology. 2020;8(4):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-121-131