Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Молодежь в пространстве гражданско-политических коммуникаций (результаты сравнительного анализа)

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-121-131

Полный текст:

Аннотация

В теоретической части статьи гражданская вовлеченность молодежи рассматривается через призму когнитивно-коммуникативной проекции гражданства и как непосредственная активность в коммуникативном пространстве гражданско-политической реальности. Описываются типы вовлеченного гражданина. В практической части статьи дается количественное описание и оценка включенности молодежи в гражданско-политические коммуникации. Для этого используется метафора «воронка гражданской вовлеченности». Эмпирической базой для проведения анализа являются два анкетных опроса. Один проведен автором в конце 2019 года. Объектом исследования выступала молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, проживающая в Тюмени. Исследование репрезентирует генеральную совокупность по полу и возрасту. Вторым источником эмпирической информации является мониторинговое исследование 14-летних подростков, завершенное в 2009 г. и в 2016 г. Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений. В ходе вторичного анализа сравниваются релевантные показатели по 17 странам (включая Россию), по которым имеются доступные базы данных обоих замеров.

Об авторе

В. В. Маленков
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. (2019). Новое поколение граждан и телевидение // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. Том 14. №1. С. 42-53.

2. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. (2020). Политическая субъектность нового рабочего класса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. №2. С. 333-347.

3. Дифференциация гражданских и политических практик в России (2013): институциональная перспектива. Научно-аналитический доклад / под руководством С.В. Патрушева. М.: Институт социологии РАН.

4. Недяк И.Л. (2018). Определение политического через свободу от произвола: абрис гражданственности в неоклассическом республиканизме // Политическая наука. №2. С. 53-72.

5. Никовская Л.И., Скалабан И.А. (2017). Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. №6. C. 43-60.

6. Петухов В.В. (2019). Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. №12. С. 3-14.

7. Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства // Полис. Политические исследования. №5. С. 97-107.

8. Шарков Ф.И. (2019). Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. Том 7. №4. С. 32-40.

9. Barber B. (1984). Strong democracy: Participatory politics for a new age. Berkeley: University of California Press.

10. Boulianne S. (2015) Social media use and participation: a meta-analysis of current research // Information, Communication & Society. Vol. 18. No.5. P. 524-538.

11. Crick B. (2002). Education for Citizenship: The Citizenship Order // Parliamentary Affairs. Vol. 55. №3. P. 488-504.

12. Dahlgren P. (2014). Political participation via the web: Structural and subjective contingencies // Interactions: Studies in Communication & Culture. Vol. 5. No.3. P. 255-269.

13. Foa R., Mounk Y. (2016). The Democratic Disconnect // Journal of Democracy. Vol. 27. No.3. P. 5-17.

14. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. International Civic and Citizenship Education Study, 2009. Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 2018-11-01.

15. Kahne J., Bowyer B. (2018). The Political Significance of Social Media Activity and Social Networks // Political Communication. Vol. 35. No.3. P. 470-493.

16. Leyva R. (2016). Exploring UK Millennials’ Social Media Consumption Patterns and Participation in Elections, Activism, and “Slacktivism” // Social Science Computer Review. Vol. 35. No.4. P. 462-479.

17. Loader B.D., Vromen А., Xenos М.А. (2014). The networked young citizen: social media, political participation and civic engagement // Information, Communication & Society. Vol. 17. No.2. P. 143-150.

18. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. International Civic and Citizenship Education Study, 2016. Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 2018-10-24.

19. Milbrath L.W. (1981). Political Participation. In: The Handbook of Political Behavior, ed. S.L. Long. New York: Plenum Press. P. 197-240.

20. Morozov E. (2009). From slacktivism to activism // Foreign Policy [эл. ресурс]: http://foreignpolicy.com/2009/09/05/from-slacktivism-to-activism (дата обращения: 10.08.2020).

21. Nelson J., Lewis D., Lei R. (2017). Digital Democracy in America: A Look at Civic Engagement in an Internet Age // Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 94. No.1. P. 318-334.

22. Ohme J. (2019). Updating citizenship? The effects of digital media use on citizenship understanding and political participation // Information, Communication & Society. Vol. 22. No.13. P. 1903-1928.

23. Schudson M. (1998) The Good Citizen: A History of American Public Life. New York: The Free Press.

24. Schulz W., Ainley J., Fraillon J. (2011). ICCS 2009: Technical Report. Amsterdam: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA).

25. Schulz W. et al. (2018). International Civic and Citizenship Education Study 2016: Technical Report. Amsterdam: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA).


Рецензия

Для цитирования:


Маленков В.В. Молодежь в пространстве гражданско-политических коммуникаций (результаты сравнительного анализа). Коммуникология. 2020;8(4):121-131. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-121-131

For citation:


Malenkov V.V. Youth in the Space of Civil and Political Communications (results of a comparative analysis). Communicology. 2020;8(4):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-121-131

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)