Preview

Коммуникология

Расширенный поиск

Онтология экранной культуры: к постановке проблемы

https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-57-68

Аннотация

Рассматривая феномен экрана как системообразующий принцип современной культуры, автор предлагает последовательность культурных концептов, представляющую эволюцию онтологии экрана: вода – зеркало – поверхность – щит – стекло – портал – имплантат. В статье рассматриваются (1) вопросы разработки комплексного методологического подхода к интерпретации формирующей, передающей и смыслообразующей ролей экрана в современной культуре; (2) системные концептуальные прогнозы трансформационного влияния экрана на познание, телесность, эстетическое мировоззрение современного человека; (3) установление формирования антропологического проекта «человек экранной культуры» в современном мире. Экран как явление культуры развивается и приобретает расширенные функции, раскрывая свои модусы, список которых бесконечен. Несмотря на то, что формирование экранного явления не завершено, уже сегодня очевидно, что оно движется в направлении ряда превращений из экрана – средства в экран – вещество, из экрана – объекта в экран – предмет, что неизбежно нивелирует ценность человека, смотрящего на экран, трансформация которого происходит в противоположную экрану сторону.

Об авторе

С. Л. Григорьев
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Сергей Леонидович Григорьев – кандидат философских наук, доцент кафедры философии 

127434, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49. E-mail: .



Список литературы

1. Галкин Д.В. (2001). Вирильо Поль // Посмодернизм: энциклопедия / ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпресссервис; Книжный дом.

2. Куртов М.А. (2019b). Медиа Божьи: «Техничность» и судьба современного искусства // Технологос. № 4. С. 101-113. DOI: 10.15593/perm.kipf/2019.4.08.

3. Манович Л. (2017). Теории софт-культуры. Нижний Новгород: Красная ласточка.

4. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Рoстов н/Д: Книга.

5. Огурчиков П.К. (2008). Экранная культура как новая мифология: автореферат дисс. д-pа культ. Москва.

6. Полиектов В. Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре? // СанктПетербургский университет. 1998. № 10. С. 3-10.

7. Сейдашова А.Б. (2018). Пространственно-временной континуум романа В. Пелевина «Genetration “П”» как виртуальная реальность // Вестник Чувашского государственного университета миени И.Я. Яковлева. №4. С. 98-104.

8. Яценко Н.Е. (1999). Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб: Лань.

9. Baudrillard J. (2002). L’espirit du terrorisme. Editions Galilee.

10. Bataille G. (1976). La Souveraineté. Paris: Nouvelles Éditions Lignes.

11. Huhtamo E. (2004). Elements of Screenology: Toward Archaeology of the Screen. ICONICS: International Studies of the Modern Image. No. 7. P. 31-82.

12. Kurtov M. A. (2019a) Whence the Means? Ludwig Feuerbach and the Origin of Media Theory. Russian Studies in Philosophy. Vol. 57. No. 2. P. 128-154. DOI: 10.1080/10611967.2019.1628570.

13. Manovich L. (2013). Media after Software. Journal of Visual Culture. No. 12 (1). P. 30-37. DOI: 10.1177/1470412912470237.

14. Manovich L. (2016). The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities, and Cultural Analytics. Journal of Cultural Analytics. Vol. 1 (1). DOI: 10.22148/16.004.

15. McLuhan M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.

16. Virilio P. (2002). Information bomb. Strategy of deception. Paperback, Verso Radical Thinkers.

17. Virilio P. (1988). La machine de vision. Éditions Galilée.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев С.Л. Онтология экранной культуры: к постановке проблемы. Коммуникология. 2022;10(2):57-68. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-57-68

For citation:


Grigoryev S.L. Screen culture ontology: towards the problem statement. Communicology. 2022;10(2):57-68. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-2-57-68

Просмотров: 293


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)