ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Социальные медиа – приложения и веб-сайты – позволяют пользователям подключаться и обмениваться данными через Интернет. Рост популярности платформ социальных медиа создал большие возможности обмена научными знаниями и интерактивного взаимодействия между исследователями и пользователями, ученые все чаще используют социальные медиа. На основе контент-анализа статей, опубликованных в научных журналах, автор предлагает обзор сложившейся практики использования различных платформ социальных медиа для научных коммуникаций. Обзор существующей литературы показал, что за последнее десятилетие несколько платформ социальных медиа использовались для распространения результатов исследований за пределами академических кругов и привлечения внимания широкой аудитории. Кроме того, ученые также используют социальные медиа для создания научных связей, обмена и обсуждения результатов своих исследований и идей с научным сообществом по всему миру, а также для того, чтобы быть в курсе изменений в научной коммуникации. Facebook, Twitter, ResearchGate, Academia.edu и блоги являются наиболее часто используемыми платформами. Эта статья поможет лучше понять, как ученые в настоящее время используют социальные медиа в качестве средства коммуникации внутри и за пределами научного мира.
В статье рассматривается блогосфера в условиях современной медиареальности. Подчеркивается, что блоги выполняют не только функцию, обеспечивающую общение между людьми, но и информационную функцию, приближаясь в этом ключе к традиционным средствам массовой информации. В них можно найти, распространить и обсудить информацию практически на любую тему, и деловая информация не является исключением. В связи с этим многие компании и крупные игроки мирового и внутреннего рынка обратили свое внимание на этот инструмент взаимодействия с аудиторией, развивают собственные соцсети и блог-площадки, а также активно сотрудничают с популярными блогерами, экспертами и лидерами мнений в рамках формирования имиджа, улучшения репутации, противодействия информационным вызовам, продвижения услуг и продукции. Отмечается, что блогосфера в сравнении с традиционными СМИ обладает рядом преимуществ: мобильность, динамичность, нативность, возможность быстрой обратной связи. Обсуждаются возможности блогосферы работающей в уникальном гипержанре – симбиозе текстовой, визуальной и аудиоинформации. Обосновывается необходимость изучения роли блогосферы в системе деловой и политической коммуникации, принципов и механизмов ее воздействия.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
В данной статье рассматривается вопрос, связанный с изучением трансформации функций денег в условиях цифровизации экономики. Авторами описаны основные функции денег, которые считались базовыми на протяжении большого периода времени. Кроме того, были рассмотрены конкретные примеры, отражающие функции денег с точки зрения социально-экономического анализа. Дана характеристика ключевых показателей, позволяющих проводить анализ функций денег. Среди них были отмечены как социологические показатели, например, доверие к монетарным институтам, так и экономические, например, скорость обращения денег, что позволяет проводить многоаспектный анализ для получения более обширных данных. Важное место в данной работе отведено изучению современных условий, в которых используется такой инструмент, как деньги, и описаны основные структурные и системные сдвиги, которые способствовали трансформации функций современных денег. Было выявлено, что изменение одних функций денег влияет на состояние других функций, что подтверждает утверждение о том, что функции денег находятся в одной системе и оказывают воздействие друг на друга.
В статье рассматривается российская практика продвижения сервисов доставки продуктов и готовой еды во время пандемии COVID-19. Исследование базируется на анализе документов с элементами статистического и сопоставительного анализа. Авторами предпринята попытка собрать и систематизировать данные, касающиеся использования предприятиями бизнеса инструментов коммуникации инструментов в период связанного с пандемией локдауна. В статье приведены данные различных исследований рынка продуктового ритейла и доставки готовой еды в России. В результате изучения российской практики продвижения сервисов доставки продуктов и готовой еды во время пандемии COVID-19 авторы приходят к следующим результатам: (1) основным способом взаимодействия с аудиторией стали сайты и приложения сервисов доставки, которые стали в свою очередь отдельным объектом для продвижения; (2) крупным игрокам рынка удалось посредством коммуникации сформировать общественное мнение относительно сервисов доставки, новый тип потребительского поведения и привычки людей. Проведенное исследование также показало рост значения в период пандемии получило GR-направление в коммуникативной деятельности компаний. Одним из наиболее востребованных коммуникационных инструментов, обеспечивающих взаимодействие бизнеса и власти, стали регулярные офлайн и онлайн-встречи предпринимателей и глав исполнительной власти разных уровней.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
В рукописи рассматривается социализация ислама в контексте геополитических процессов с акцентом на социокультурную составляющую межгосударственных взаимодействий в Центральной Азии. На основании рассмотрения текущего состояния процессов религиозной социализации и религиозной политики в республиках Центральной Азии авторы делают вывод, что эти процессы в странах региона в рамках ЕАЭС наиболее продуктивны при использовании новых коммуникативных подходов, позволяющих купировать деструктивные и радикальные религиозные тренды, а не их замалчивание или игнорирование. Уникальность новой социализации ислама как безусловного коммуникативного межгосударственного механизма сдерживания радикальных исламских течений заключается в том, что впервые реализуется идея, предполагающая решение проблемы терроризма и экстремизма, не связанная с запретом религиозных организаций и применением силовых методов. Авторы подчеркивают необходимость корректного, активного и последовательного использования религиозной составляющей в межгосударственных интеграционных взаимодействиях на социальном пространстве Центральной Азии. Это особенно важно при использовании цифровых методов взаимодействия с акторами социального действия в условиях гибридных коммуникаций и обострения геополитической ситуации.
В статье рассматриваются новые коммуникационные тренды в образовании, раскрываются тенденции в медийной сфере, в частности, новые скорости передачи данных, использование искусственного интеллекта, цифровая революция в образовательных форматах. Авторы отмечают, что инновационные технологии играют важную роль в развитии культуры обучения и открывают новые возможности профессионального совершенствования. Они способны повысить эффективность образовательного процесса, предлагают гибкость методов получения знаний, раскрывают по-новому потенциал и социальную роль педагога, действующего в новой образовательной парадигме. Цифровизация образовательного процесса, включение в работу по освоению знаний виртуальных технологий и искусственного интеллекта, разработка собственного уникального программного обеспечения превращаются в новую образовательную индустрию, становятся фактором, эффективно влияющим на глубину освоения знаний и определяющим динамику развития современных продвинутых университетов и ed-tech-компаний. Рассматриваются ключевые коммуникационные тренды и сценарии развития образования с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта в обозримой перспективе. Наступившая новая реальность и новое осмысление происходящих у нас на глазах перемен являются предметом универсального социокультурного исследования с участием ученых России, Казахстана и международной исследовательской компании «Ипсос Комкон».
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Развитие цифровых технологий предоставляет возможность создания новых бизнес-моделей и совершенствования не только экономических, но и социокультурных и политических процессов. Развитие цифрового медиапространства предполагает построение и функционирование новой цифровой гибридной реально-виртуальной структуры. Цифровизация в современной общественно-политической реальности выступает, с одной стороны, в качестве явления жизнедеятельности общества (цифровые ценности, технологические идеи и образы, цифровая архитектура и аппаратное обеспечение, цифровая культура, интерактивные формы и модели взаимодействия, и т.д.); с другой – в качестве процесса количественных и качественных изменений общественной системы, отражающего переход от одного типа общественно-политических отношений к принципиально иному. Разработка новых цифровых медиатехнологий расширяет возможности государственных и негосударственных субъектов. В трансформирующемся мировом ландшафте углубляются различия в интересах, ценностях и концепциях глобального порядка, которые ухудшают любые ожидания об устойчивом партнерстве между странами, перезагрузке или значительном улучшении взаимосвязей. Особую роль в формировании глобальных властно-управленческих отношениях играют Россия, Китай, США.
Целью исследования является разработка и обоснование более совершенной модели социологического сопровождения деятельности Общественной палаты по формированию общественного мнения, вовлечения граждан для решения вопросов местного значения на муниципальной территории. Новизна представленного материала в статье характеризуется применением рефлексивных практик концепции «Good governance» в построении модели «эффективного управления» для налаживания процессов коммуникации, сотрудничества, вовлечения населения в процесс управления властью через Общественную палату на муниципальном уровне. Используя уровни вовлечения гражданского участия, установленные стандартом вовлечения граждан, институциональные функции Общественной палаты по формированию общественного мнения, уточняются ее институциональные функции – как новые форматы вовлечения граждан. Предложена дополнительная конструктивистская функция: формирование в результате проявления гражданских инициатив новых социальных структур из лидеров общественного мнения таких, как: общественных советов, городских советов, возможных сообществ, территориальных органов самоуправления, подведомственных Общественным палатам муниципалитетов (как входящих в их состав), что представляет интерес в исследовании и уточнения как еще одной дополнительной институциональной функции по формированию общественного мнения и вовлечения граждан для решения вопросов органов местного самоуправления. На основе проведенного автором эксперимента на территории муниципального образования (Свердловская область, 2021) сформулированы новые форматы вовлечения граждан, и разработаны рекомендации органам местного самоуправления, которые способствовали бы налаживанию процессов коммуникации, сотрудничества, вовлечения населения в процесс управления властью населением на муниципальном уровне.
Статья посвящена анализу явлений постсовременной культуры, подтверждающих справедливость концепции «общества переживаний». Описываются процессы повышения значимости и ценности аффективного во всех сферах культуры, а также результаты этих процессов. Обсуждается гипотеза парадокса соединения индивидуальной ангедонии и повышенной степени общественной и текстуальной эмоциональности. Автор интерпретирует тезисы, высказываемые современными социологами и философами Г. Шульце, А. Реквицем, Е. Иллуз, П.Я. Аронсон. Статья основана на философско-антропологическом исследовании эмоций, которые имеют дело с ощущениями и современными практиками поведенческого, текстуального, эстетического оформления аффектов. В отличие от распространенной концепции детерминирования эмоционализации культуры исключительно экономическими факторами автор статьи расширяет перечень причин и условий выхода эмоций в эпицентр социально-культурных процессов. В качестве вывода утверждается произошедшая под влиянием экспансии экранных технологий трансформация эмоциональных стилей в культуре; современность как эпоха «эмоционализации» и «психологизации».
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА
В статье рассматриваются с позиций антропологического метода проблемные аспекты формирования личности человека в пределах политического, экономического, социокультурного трендов становления и развития людского сообщества по повышающему и понижающему векторам социализации; определяется на основе синергетического метода важная роль в этом многомерном процессе медиакоммуникационных (печатных, электронных, сетевых) флуктуаций в сторону личностного духовно-практического «порядка» или «хаоса»; квалифицируются в рамках функционального метода вербальные, визуальные, цифровые технологии формирующего воздействия публичной сферы на био-социо-психогенез человека с появлением новой подструктуры личности – инфогенеза; выявляется с помощью метода детерминации информационно-коммуникационная обусловленность форм сознания и поведения личности спецификой витальной среды (труда, быта, досуга) – политикоцентрической, экономикоцентрической, социокультуроцентрической; предлагается с позиций системного метода схематичная классификация формируемой медиакоммуникационным влиянием личности по спиралевидной линии прогресса: Человек политический – Человек экономический – Человек информационный – Человек социокультурный.
В статье предлагается авторский подход к концептуализации понятия «медийная инклюзия» в управленческом аспекте, что продиктовано, во-первых, отсутствием данного термина в целом и отдельно понятия «инклюзия» в отечественных исследованиях медиа, во-вторых, наличием большого корпуса работ по включенности отдельных видов медиа в социальное пространство, что требует своего осмысления. Показаны источники появления и специфика «новых медиа» в рамках управленческого дискурса; отмечены особенности использования понятия «инклюзия» в научном лексиконе; выявлена специфика рассмотрения инклюзии в медиа и действенности медиа в отечественной и зарубежной науке; сформулирована исследовательская «рамка» авторской концептуализации медийной инклюзии с точки зрения управления. В качестве методологической основы исследования выступает работа Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина о генезисе социологии медиа пространства, в которой представлены социологические инструменты исследования включенности медиа в социальное пространство и медиа пространства как множества полей, объединяющих индивидов в социальное информационное пространство. Авторская концепция медийной инклюзии базируется на комплексном исследовании включенности медиа как парадигмы в уже существующие социальные процессы на уровне управления.
Объектом исследования явился рекреационно-туристский комплекс города Сочи, а предметом исследования – инструменты развития рекреационно-туристического потенциала этого города. На основе анализа статистики, аналитических материалов научно-исследовательских организаций и показателей туристических рейтинговпредставленпереченьиснтрументовразвитиятуристическойпривлекательности Сочи и Краснодарского края. Выявлено, что ключевыми инструментами развития туристической привлекательности Сочи пока остаются финансовые и инвестиционные инструменты при низкой вовлеченности населения и местного бизнеса, а также, до недавнего времени, незначительной информационной поддержке существующих федеральных, муниципальных программ и инициатив. Если в последние 10 лет финансовые показатели развития города-курорта оставались на достаточно высоком уровне и показывали положительную динамику в связи с популярностью олимпийских игр, а в последствии – в связи с сокращением возможностей заграничного отдыха для российских туристов в связи с пандемией и санкционными ограничениями, то в перспективе развитие туристической привлекательности и собственно идентичности региона, как и разработка внятных программ продвижения его конкурентных преимуществ, представляется очевидной необходимостью – во всяком случае, если рассматривать потенциал территории как совокупность всех имеющихся ресурсов и средств их активизации, включая адекватный возможностям и преимуществам региона узнаваемый бренд и инструменты продвижения конкурентных преимуществ Большого Сочи для внутренней и внешней аудитории. Учитывая, что город исторически является символом летнего отдыха и санаторно-курортного лечения, а также поистине уникальные природные ресурсы и уровень развития инфраструктуры, такой подход кажется рациональным, а с учетом проведенного авторами анализа методологической базы и международной практики – обоснованным.
ISSN 2311-3332 (Online)