Preview

Коммуникология

Расширенный поиск
Том 7, № 3 (2019)

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 

15-25 41
Аннотация

В статье авторы анализируют результаты социологического исследования, посвященного реакции российской элитологии на вызовы современного мира, проведенного в рамках подготовки к Третьему Всероссийскому конгрессу Лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Авторы сопоставляют оценки экспертов с оценками, данными в ходе социологических исследований, проведенных по аналогичной методике в связи с подготовкой первого и второго конгрессов (2013, 2016 гг.).

26-36 48
Аннотация

В статье представлена разработанная автором классификация онтологий общественного мнения, образуемая пересечением возможных онтологических моделей общества и индивидуального мнения. Онтологии общества группируются в четыре типа - холизм, индивидуализм, диалектический подход, онтологическая независимость. Для группировки онтологий индивидуального мнения используется два критерия - критерий существования индивидуального мнения как такового и критерий существования индивидуального мнения в виде нескольких взаимоисключающих мнений одновременно. Сочетание данных критериев является основой для построения четырех видов онтологии индивидуального мнения - тип 0/1 (респондент может не иметь мнение или иметь одно); тип 1 (респондент обязательно имеет какое-то мнение, и оно всегда одно); тип 0/n (респондент может как не иметь мнения, так и иметь одно или более, в том числе взаимоисключающие); тип 1/n (респондент обязательно имеет какое-то мнение, одно или более, в том числе может иметь взаимоисключающие). Пересечение онтологий общества и мнения дает классификацию, состоящую из 16 возможных теоретических моделей общественного мнения. Полученная классификация представляет собой инструмент для дальнейших исследований, которые позволят оценить правдоподобие допущений, вытекающих из каждой из 16 онтологий, их объяснительные и предсказательные возможности и тем самым отобрать наилучшие теоретические модели

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ 

38-46 41
Аннотация

Статья посвящена анализу внутренних и внешних противоречий феномена цифровой дипломатии, обусловленных использованием Интернета как инструмента внешнеполитической деятельности. Особое внимание уделяется соотношению новых возможностей и новых рисков глобальной коммуникации, а также перспективам взаимопроникновения традиционной и цифровой дипломатии и массмедиа. Революция в области коммуникации, произведенная Интернетом, изменила способы, условия и интенсивность общения, создает принципиально новую динамику международных отношений. Отличие цифровой дипломатии от традиционных международных отношений видится автору в том, что ее инструменты используются для оказания влияния не только на дипломатов и государственных деятелей, но непосредственно на мировое общественное мнение. Способствуя свободному общению и коллективным действиям разрозненных сообществ, Интернет может как укрепить, так и ослаблять национальное государство. Поэтому присутствие официальной дипломатии в интернет-пространстве становится жизненно важным для государства

47-56 45
Аннотация

В статье рассмотрены внешние и внутренние коммуникационные практики отечественных и зарубежных образовательных организаций. Проанализирован инструментарий коммуникаций у зарубежных образовательных учреждений. На основе проведенного автором социологического исследования представлена специфика научных коммуникационных практики в Германии, Японии, США, Китае, Великобритании, основанная на национальных особенностях научной деятельности. Анализ научных коммуникационных практик выявил положительные составляющие - сильную образовательную научную базу, актуальные научно-технические разработки, обмен научными данными.

58-65 60
Аннотация

В статье рассмотрено понятие «коммуникация» в контексте предпринимаемых усилий по дальнейшей разработки теории информационного общества. Термин «коммуникация» все чаще рассматривается в экспертных научных кругах и как опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов, которое может представлять собой движение их в пространстве и астрономическом времени, где наряду с информационной коммуникацией, востребуется коммуникация материальная, транспортная, энергетическая, и что немаловажно-миграционная. Стихийно развивающиеся миграционные процессы, особенно в международной области свидетельствуют о том, что в социологии возникла объективная потребность глубокого, на стыке разных наук, исследования сущности и последствий этого социального феномена. Вполне очевидно, что миграционные коммуникации сегодня - это сложная система взаимодействия, взаимопроникновения культур разных народов и стран, которые сопровождаются сложнейшими позитивными и негативными явлениями. В этой связи заслуживают внимания появляющиеся новые модели и технологии в сфере международных миграционных коммуникаций, поскольку здесь все четче выделяется негативный контекст, формируется среда, способствующая развитию религиозного экстремизма, торговле наркотиками и оружием, усилению роли теневой экономики, коррупции

66-77 36
Аннотация

Целью статью является рассмотрение использования проектов в области корпоративной социальной ответственности для продвижения компании на международной арене. Задача заключалась в разработке системы критериев для исследования эффективности проекта в международных связях с общественностью в рамках корпоративной социальной ответственности. Исследование опирается на анализ проектов корпоративной социальной ответственности компаний Газпром, Coca-Cola, и LG Electronics. Сравнительный анализ проектов, реализуемых разными компания-ми в разных странах, показывает, что между ними больше общего, чем можно было бы предположить. Проекты опираются на тождественные типы целевых аудиторий и имеют одинаковые темпоральный, страновой и социальный контексты. Наиболее успешны в плане международных связей с общественностью постоянно обновляемые проекты КСО

79-93 39
Аннотация

Статья выполнена в формате кейс-стади на тему частного случая проявления хамства со стороны регионального чиновника и его отражения в медийных дискуссиях. В качестве источников выступают комментарии к новости, опубликованной на сайте регионального информационного агентства, а также публикации телеграм-каналов по теме. Взаимоотношение власти и народа - одна из ключевых тем политологического интереса. Обращение к концепту политическая культура позволяет дать ответ на многие вопросы, касающиеся овладения, удержания и использования власти. Для этого исследуемый информационный массив рассмотрен авторами по следующим аспектам: причины, способствующие появлению высказывания чиновника (в основном культурный уровень и информированность российской региональной элиты, разрыв между чиновничеством и российским населением); санкции по отношению к чиновнику (от увольнения до внесудебной расправы); варианты выхода из ситуации для власти (осуждение со стороны федеральной элиты, констатация невозможности сохранения должности); политические последствия хамства элиты (протестное голосование населения, а также признания кадрового голода в регионах).Анализ каждого из указанных вопросов позволил обратиться к проблеме политического потенциала медийных дискуссий, в том числе на площадках новых медиа. Несмотря на постоянно упоминающийся факт того, что подобные высказывания чиновников провоцируют народный гнев, который скажется на результатах выборов в 2019 г., дискурс-анализ выявляет иное. Публикации в интернет-пространстве служит площадкой, амортизирующей негативную экспрессию аудитории, но не инструментом призыва к более активным действиям.

94-104 52
Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме трансформации ценностей и политических установок современной студенческой молодежи. Опираясь на результаты эмпирического исследования, авторы приходят к выводу о том, что современная российская студенческая молодежь в целом интересуется политикой, хотя и не считает себя политически активной. В ходе исследования также обнаруживается различный уровень доверия к информации в традиционных и новых медиа: во втором случае он значительно выше. Авторы обращают внимание на изменения политической культуры молодежи под влиянием новой структуры общественно-политической коммуникации и называют ее «виртуальный гражданско-политический активизм».В ходе исследования анализируются наиболее явные с точки зрения студентов социально-политические проблемы, среди которых доминируют проблемы коррупции и недостатка независимых СМИ. Также удалось выявить, что ведущими ценностями современных студентов являются свобода слова и возможность открытого волеизъявления. На основе ответов респондентов делается вывод о том, что, понимая широкий спектр проблем современного российского общества, молодые люди демонстрируют установку на эволюционный путь их решения и конвенциональные формы политической активности, в числе которых отмечается возможность подачи петиций и участие в голосовании. Рассматривается проблема патриотизма и понимание студентами данного феномена. В частности, выявляется, что, хотя более половины студентов относят себя к патриотам, имеет место отрицательная динамика по сравнению со схожим исследованием 2010 года. Авторы определяют, что именно замена традиционных институтов социализации - новыми, актуализирует вопросы становления системы национальной самоидентификации, особое место в которой должен занимать образовательный процесс, направленный на формирование политической грамотности и компетентности

105-119 45
Аннотация

Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладает большим экономическим потенциалом, а также входит в список десяти ведущих стран мира по размерам ВВП, имеет солидное ракетно-ядерное оружие и средства его доставки, имеет большой политический вес на международной арене в системе современных международных отношений. С одной стороны, он усиливает свой военный потенциал, с другой стороны, он не жалеет усилий для формирования своего имиджа как большой ответственной державы, главным образом, с помощью дипломатии «мягкой силы». В условиях усиления глобальной конкуренции китайское руководство предлагает геостратегические проекты, направленные на интенсификацию международной торговли как по сухопутным маршрутам, так и по морским торговым артериям. В статье анализируются стратегические цели и задачи одной из таких инициатив - Проекта Морского Шёлкового пути XXI века. Особое внимание уделяется оценке экономического и транспортно-логистического потенциала данного проекта. Основными методами исследования являлись сравнительный анализ, функциональный метод, статистический анализ и метод политического прогнозирования. Основным выводом работы является подтверждение авторами того, что развитие проекта «Морской шелковый путь» будет направлено на достижение консенсуса в политической и экономической сфере со странами вдоль линии маршрута и стремление к состыковке со стратегией развития соответствующих стран.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 

121-135 31
Аннотация

В статье рассматриваются процессы репрезентации национальной идентичности в рамках культурной политики стран Северо-Восточной Азии (СВА). Методологическая рамка основывается на положениях структуралистского конструктивизма, где основной единицей анализа выступает «конструкт» - результат творческой деятельности и социального конструирования со стороны субъектов власти. Выделяются т.н. «символические структуры» - модели, которые выступают основным фактором формирования системы межкультурного взаимодействия. Впервые они рассматриваются в контексте культурной политики как механизм формирования т.н. «мягкой силы» (символического капитала). Рассматриваются основные направления культурной политики в странах СВА (КНДР, КНР, Республика Корея (РК), Япония), которые фокусируются на репрезентациях национальной идентичности в пространстве межкультурного взаимодействия (использующие каналы массовой культуры и традиционные институты). Выделены символические структуры «дара-обмена» в системе репрезентаций национальной идентичности, обоснована рациональность их использования и возможные последствия для региона

136-147 38
Аннотация

«Интегрированный контент» - это журналистские материалы в интернет-СМИ, в которых фигурирует информация или контент из соцсетей, а также в качестве источника информации используются интернет-пользователи. Данный феномен не может оцениваться по тем же критериям, что и привычные журналистские материалы прессы, радио или телевидения. Опираясь на концепции, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, автор показывает, что интегрированный контент создает определенные последствия для процесса коммуникации - и за счет эффекта синергии выходит на принципиально новый уровень воздействия по сравнению с контентом, который создавался СМИ и соцсетями по отдельности. Включение в текст статей материалов интернет-пользователей создает предрасположенность аудитории к определенному восприятию контента и зачастую отдаляет ее от рационального и многостороннего анализа информации. Автор делает вывод, что работа с интегрированным контентом требует от представителей СМИ более ответственного отношения к отбору материала и источников, что позволило бы минимизировать возможные риски для информационного пространства.

148-164 40
Аннотация

В статье проводится анализ коммуникационных политик компаний в сегменте рынка коммуникационные услуги. Проанализировано около 200 (двухсот) агентств, оказывающих услуги в сфере рекламы и связей с общественностью. Были определены агентства, которые проводят одинаковую коммуникационную политику, выявлены общие черты рыночного поведения, описаны карты позиционирования. В ходе исследования в основном команда исследователей опиралась на публичную деятельность агентств, услуги, которые они оказывают, рекламные продукты, тип заказчиков, географию, реализуемых проектов, согласно чему были описаны позиционирование и стратегия развития. Данная работа продолжает серию публикаций, которые были опубликованных с 2015 г. по 2018 г. и является частью описания мирового рынка рекламных агентств



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-3065 (Print)
ISSN 2311-3332 (Online)